|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 96 |
Это уразуметь нетрудно; но вот из названия
"люди" сложнее узнать, почему люди так называются. Или у тебя есть что сказать
по этому поводу?
Гермоген. Откуда же, друг мой, у меня? Да если бы я сам был способен найти
ответ, я не стал бы приставать к тебе, считая, что ты его скорее найдешь, чем я
.
Сократ. Ты, видимо, веришь Евтифронову вдохновению?
Гермоген. Без сомнения.
Сократ. Что же, и правильно делаешь. Мне кажется, что и сейчас я рассуждаю
складно и если не остерегусь, то боюсь, что еще сегодня могу стать мудрее, чем
следует.
Итак, следи за тем, что я говорю. Ведь что касается имен, то здесь прежде всего
нужно иметь в виду, что к тому слову, каким мы хотим что-то назвать, мы часто
добавляем одни буквы, отнимаем другие, а также меняем ударения. Например, чтобы
из выражения "милый Зевсу" получилось имя Дифил, из первой его части изъяли
вторую йоту, а средний слог стал произноситься как тяжелый вместо острого. В
других же словах, напротив, мы прибавляем буквы и придаем слогам с тяжелым
ударением острое.
Гермоген. Это правда.
Сократ. Так вот, мне кажется, одно из этих изменений претерпело и слово
"человек".Ведь это слово получилось из целого выражения, после того как [из
середины] была изъята одна буква - альфа и конец слова стал произноситься как
тяжелый.
Гермоген. Как это?
Сократ. А так. Имя "человек" означает, что, тогда как остальные животные не
наблюдают того, что видят, не производят сравнений, ничего не сопоставляют,
человек, как только увидит что-то, а можно также сказать "уловит очами", тотчас
начинает приглядываться и размышлять над тем, что уловил. Поэтому-то он один из
всех животных правильно называется "человеком", ведь он как бы "очеловец" того,
что видит.
Гермоген. Так что же дальше? Спросить тебя о том, что я послушал бы с особым
удовольствием?
Сократ. Конечно.
Гермоген. Мне кажется, теперь важно рассмотреть все по порядку. Например, ведь
что-то мы называем душой, а что-то - телом человека.
Сократ. Конечно.
Гермоген. Давай попробуем и это разобрать, как мы разобрали прежнее.
Сократ. Ты говоришь, исследовать душу - насколько подобает ей это имя? А затем
придет очередь и тела?
Гермоген. Да.
Сократ. Чтобы сказать это сразу, недолго думая, вероятно, давший это имя
подразумевал что-нибудь в таком роде: пока она присутствует в теле, она -
причина его жизни и доставляет ему возможность дышать и отдыхать. Когда же это
отдохновляющеее начало покидает тело, последнее, погибая, умирает. Поэтому, мне
кажется, она и называется душой. А если хочешь знать... постой: мне кажется, я
вижу нечто более убедительное для сподвижников Евтифрона. Ведь к этому
объяснению, мне кажется, они могут отнестись с пренебрежением и счесть его
грубоватым. А вот посмотри, не понравится ли тебе такое.
Гермоген. Говори, не медли.
Сократ. Что, как не душа, по-твоему, поддерживает и несет на себе природу
всякого тела, так что оно может и жить, и двигаться?
Гермоген. Именно она.
Сократ. Так как же? Ты веришь вместе с Анаксагором, что и всякую другую природу
тоже поддерживает и упорядочивает одновременно с умом душа ?
Гермоген.
|
|