|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 337 |
ПОЛИТИК
Чужеземец. Каким образом отыскать путь политика? А ведь нужно его отыскать и,
отделив его от других путей, отметить знаком единого вида; все другие
ответвляющиеся тропки надо обозначить как другой единый вид, с тем, чтобы душа
наша мыслила знания в качестве двух видов. [...]
Итак, арифметика и некоторые другие сродные ей искусства не занимаются делами и
дают только чистые знания. [...]
А строительные искусства и все вообще ремесла обладают знанием, как бы вросшим в
дела и, таким образом, они создают вещи, которых раньше не существовало. [...]
Значит, разделим все знания надвое и один вид назовем практическим, другой -
познавательным
Значит, для всего, что мы сейчас рассматриваем, по-видимому есть единое знание:
назовут ли его искусством царствовать, государственным искусством или искусством
домоуправления - нам нет никакой разницы. [...]
Ведь и любой зодчий не сам работает, а только управляет работающими. [...]
И вносит он в это знание, а не ручной труд. [...]
Поэтому справедливо было бы сказать, что он причастен познавательному искусству.
[...]
Но только, я думаю, после того, как он вынесет суждение, это еще не конец, и он
не может на этом остановиться, подобно мастеру счетного искусства: он должен
отдавать приказания - какие следует - каждому из работающих, пока они не
выполнят то, что наказано. [6]
Итак, если мы скажем,что все познавательное искусство разделяется на
повелевающую часть и часть, выносящую суждение, удачно ли мы разделим? [...]
Что же? Смешаем мы воедино искусство царя и искусство истолкования, искусство
приказывать, искусство прорицать, искусство глашатая и многие другие искусства,
имеющие общее свойство - повелевать? ...Отделим одно от другого, поместив род
царей в область самоповелевающего искусства...
На выведение потомства и питание живых существ в одних случаях можно смотреть
как на выращивание в одиночку, в других - как на общую заботу о целых стадах
животных
Прекрасно, Сократ. Если ты не будешь особенно заботиться о словах, то к старости
обогатишься умом.
Не следует одну маленькую частичку отделять от многих больших, да притом еще без
сведения к виду: часть должна вместе с тем быть и видом. Прекрасно, если можно
искомое тотчас же отделить от всего остального, коль скоро это сделано
правильно, - подобно тому как сейчас, подумав, что здесь необходимо деление, ты
подстегнул рассуждение, усмотрев, что оно клонится к людям. Но, милый, дело
здесь не в изящных игрушках: это небезопасно, гораздо безопаснее срединный
разрез, он скорее приводит к идеям. Это-то и есть главное в исследованиях.
Она подобна той, которую делают, пытаясь разделить на двое человеческий род и
подражая большинству здешних людей - тем, кто выделяя из всех народов эллинов,
дает остальным племенам - бесчисленным, не смешанным между собой и разноязычным
- одну и ту же кличку "варваров", благодаря чему только и считает, что это -
единое племя. То же самое, как если бы кто-нибудь вздумал разделить число на два
вида и, выделив из всех чисел десять тысяч, представил бы это число как один
вид, а всему остальному дал бы одно имя и считал бы из-за этого прозвища, что
это единый вид, отличный от того, первого.
|
|