|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 372 |
Правда, ум одержал верх над необходимостью, убедив ее обратить к
наилучшему большую часть того, что рождалось. Таким-то образом и по таким-то
причинам путем победы разумного убеждения над необходимостью была вначале
построена эта Вселенная; и, если мы намерены представить ее рождение так, как
оно совершалось на деле, нам следует привнести также и вид беспорядочной причины
вместе со способом действия, который по природе этой причине принадлежит.
Поэтому мы должны вернуться вспять и, приняв в спой черед для тех же самых вещей
другое, подходящее им начало, еще раз, от начала, вести о них речь, как мы это
уже делали раньше. Нам необходимо рассмотреть, какова была сама природа огня,
воды, воздуха и земли до рождения неба и каково было их тогдашнее состояние. Ибо
доныне еще никто не объяснил их рождения, но мы называем их началами и принимаем
за стихии Вселенной, как если бы мы знали, что такое огонь и все остальное;
между тем каждому мало-мальски разумному человеку должно с быть ясно, что нет
никакого основания сравнивать их даже с каким-либо видом слогов. Вот что мы
думаем по этому поводу: мы не будем сейчас высказываться ни о начало всего, ни о
началах или как там это еще называется, и притом только по той причине, что при
избранном нами способе исследования затруднительно было бы привести паши мысли
об этом предмете в должную ясность.
Поэтому ни вы не должны требовать от меня последнего слова на этот счет, ни я не
могу убедить себя, что поступлю правильно, если взвалю на себя такую задачу.
Напротив, я намерен и здесь придерживаться того, что обещал в самом начале, а
именно пределов вероятного, и попытаюсь, идя от начала, сказать обо всем в
отдельности и обо всем вместе такое слово, которое было бы не менее, а более
правдоподобным, нежели любое иное. Итак, приступая к речам, еще раз обратимся с
молитвой к богу-спасителю, дабы он указал нам счастливый путь от странного и
необычного повествования к правдоподобному выводу, и затем начнем сызнова.
Начало же наших новых речей о Вселенной подвергнется на сей раз более полному,
чем прежде, различению, ибо тогда мы обособляли два вида, а теперь придется
выделить еще и третий. Прежде достаточно было говорить о двух вещах: во-первых,
об основополагающем первообразе, который обладает мыслимым и тождественным
бытием, а во-вторых, о подражании этому первообразу, которое имеет рождение и
зримо.
В то время мы но выделяли третьего вида, найдя, что достанет двух; однако теперь
мне сдастся, что сам ход наших рассуждений принуждает нас попытаться пролить
свет на тот вид, который темен и труден для понимания. Какую же силу и какую
природу припишем мы ему?
Прежде всего вот какую: это - восприемница и как бы кормилица всякого рождения.
Сколь ни верны, однако, эти слова, нужно определить предмет с большей ясностью,
а это весьма затруднительно по разным причинам, и особенно потому, что ради
этого необходимо наперед разрешить сомнение относительно огня и всего того, что
стоит с ним в одном ряду.
Нелегко сказать о каждом из них, что в самом деле лучше назвать водой, чем
огнем, и но правильнее ли к чему-то одному приложить какое-нибудь из
наименований, чем все наименования, вместе взятые, к каждому, ведь надо
употреблять слова в их надежном и достоверном смысле.
|
|