Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 372

Правда, ум одержал верх над необходимостью, убедив ее обратить к
наилучшему большую часть того, что рождалось. Таким-то образом и по таким-то
причинам путем победы разумного убеждения над необходимостью была вначале
построена эта Вселенная; и, если мы намерены представить ее рождение так, как
оно совершалось на деле, нам следует привнести также и вид беспорядочной причины
вместе со способом действия, который по природе этой причине принадлежит.
Поэтому мы должны вернуться вспять и, приняв в спой черед для тех же самых вещей
другое, подходящее им начало, еще раз, от начала, вести о них речь, как мы это
уже делали раньше. Нам необходимо рассмотреть, какова была сама природа огня,
воды, воздуха и земли до рождения неба и каково было их тогдашнее состояние. Ибо
доныне еще никто не объяснил их рождения, но мы называем их началами и принимаем
за стихии Вселенной, как если бы мы знали, что такое огонь и все остальное;
между тем каждому мало-мальски разумному человеку должно с быть ясно, что нет
никакого основания сравнивать их даже с каким-либо видом слогов. Вот что мы
думаем по этому поводу: мы не будем сейчас высказываться ни о начало всего, ни о
началах или как там это еще называется, и притом только по той причине, что при
избранном нами способе исследования затруднительно было бы привести паши мысли
об этом предмете в должную ясность.
Поэтому ни вы не должны требовать от меня последнего слова на этот счет, ни я не
могу убедить себя, что поступлю правильно, если взвалю на себя такую задачу.
Напротив, я намерен и здесь придерживаться того, что обещал в самом начале, а
именно пределов вероятного, и попытаюсь, идя от начала, сказать обо всем в
отдельности и обо всем вместе такое слово, которое было бы не менее, а более
правдоподобным, нежели любое иное. Итак, приступая к речам, еще раз обратимся с
молитвой к богу-спасителю, дабы он указал нам счастливый путь от странного и
необычного повествования к правдоподобному выводу, и затем начнем сызнова.
Начало же наших новых речей о Вселенной подвергнется на сей раз более полному,
чем прежде, различению, ибо тогда мы обособляли два вида, а теперь придется
выделить еще и третий. Прежде достаточно было говорить о двух вещах: во-первых,
об основополагающем первообразе, который обладает мыслимым и тождественным
бытием, а во-вторых, о подражании этому первообразу, которое имеет рождение и
зримо.
В то время мы но выделяли третьего вида, найдя, что достанет двух; однако теперь
мне сдастся, что сам ход наших рассуждений принуждает нас попытаться пролить
свет на тот вид, который темен и труден для понимания. Какую же силу и какую
природу припишем мы ему?
Прежде всего вот какую: это - восприемница и как бы кормилица всякого рождения.
Сколь ни верны, однако, эти слова, нужно определить предмет с большей ясностью,
а это весьма затруднительно по разным причинам, и особенно потому, что ради
этого необходимо наперед разрешить сомнение относительно огня и всего того, что
стоит с ним в одном ряду.
Нелегко сказать о каждом из них, что в самом деле лучше назвать водой, чем
огнем, и но правильнее ли к чему-то одному приложить какое-нибудь из
наименований, чем все наименования, вместе взятые, к каждому, ведь надо
употреблять слова в их надежном и достоверном смысле.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412
 
Сайт создан в системе uCoz