|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 228 |
Федр. Слушать мне было наслаждение!
Сократ. Одно постараемся из этого понять - как могло наше рассуждение от
порицания перейти к похвале.
Федр. Как же это, по-твоему?
Сократ. Мне кажется, все было там в сущности только шуткой, кроме одного: все,
что мы там случайно наговорили, - двух видов, и суметь искусно применить их
возможности было бы для всякого благодарной за дачей.
Федр. Какие это виды?
Сократ. Первый - это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к
единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому,
сделать ясным предмет поучения. Так поступили мы только что, говоря об Эроте:
сперва определили, что он такое, а затем, худо ли, хорошо ли, стали рассуждать;
поэтому- то наше рассуждение вышло ясным и не противоречило само себе.
Федр. А что ты называешь другим видом, Сократ?
Сократ. Второй вид - это, наоборот, способность разделять все на виды, на
естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них,
как это бывает у дурных поваров: так, в обеих наших недавних речах мы отнесли
неразумную часть души к какому-то одному общему виду. Подобно тому как в едином
от природы человеческом теле имеется две одноименные части, лишь с обозначением
"левая" или "правая", так обстоит дело и с состоянием безумия, которое обе наши
речи при знали составляющим в нас от природы единый вид, но одна речь выделила
из него часть, обращенную налево, и не остановилась на этом делении, пока не
нашла там некую так называемую левую любовь, которую вполне справедливо и
осудила; другая же наша речь ведет нас к правой части неистовства, одноименной с
первой, и на ходит там некую божественную любовь, которой отдает предпочтение, и
восхваляет ее как причину величайших для нас благ.
Федр. Ты говоришь в высшей степени верно.
Сократ. Я, Федр, и сам поклонник такого различения и .обобщения - это помогает
мне рассуждать и мыслить. И если я замечаю в другом природную способность
охватывать взглядом единое и множественное, я гоняюсь
Следом за ним по пятам, как за богом.
Правильно ли или нет я обращаюсь к тем, кто это может с делать, знает бог, а
называю я их и посейчас диалектика ми. Но скажи, как назвать тех, кто учился у
тебя и у Лисия? Или это как раз и есть то искусство речи, пользуясь которым
Фрасимах и прочие и сами стали премудрыми в речах, и делают такими всех, кто
только пожелает приносить им дары, словно царям?
Федр. Люди они, правда, царственные, однако в том, о чем ты спрашиваешь,
несведущие. Но мне кажется, ты правильно назвал этот вид диалектическим; а вот
тот, что касается красноречия, по-моему, все еще от нас ускользает.
Сократ. Как ты говоришь? Может существовать нечто прекрасное и помимо
диалектики, которое тоже относится к искусству? Во всяком случае ни мне, ни тебе
нельзя этим пренебрегать и надо поговорить о том, что это такое - я имею в виду
красноречие.
Федр. Об этом очень много говорится, Сократ, в книгах, написанных об искусстве
речи.
Сократ. Хорошо, что ты напомнил.
|
|