|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 403 |
Когда так называемую невоздержность в удовольствиях хулят как добровольную
порочность, хула эта почти всегда несправедлива: никто не порочен по доброй
воле, но лишь дурные свойства тела или неудавшееся воспитание делают порочного
человека порочным, притом всегда к его же несчастью и против его воли. Что
касается области страданий, то и здесь тело зачастую оказывается повинным в
пороках души. Так, когда острая и соленая флегма, а также горькие желчные соки,
блуждая по телу, не находят себе выхода наружу, но скапливаются внутри и
возмущают примесью в? своих паров движения души, они вызывают всевозможные
душевные недуги разной силы и длительности. Поскольку же они могут вторгаться в
любую из трех обителей души, то в зависимости от места, в которое они попадают,
рождаются многообразные виды подавленности и уныния, дерзости и трусости,
забытья и тупоумия. Если же к такой предрасположенности прибавляются порочные
государственные установления, а равно и дурные речи, наполняющие как частную,
так и общественную жизнь, и если при этом не изучаются уже с юных лет те науки,
чья целительная сила могла бы противостоять этому злу, то под воздействием этих
двух причин, совершенно неподвластных нашей воле, и становятся порочными все те
из нас, кто порочен. Ответственность за это лежит скорее на зачавших, нежели на
зачатых, и скорее на воспитателях, нежели на воспитуемых; и все же каждый обязан
напрягать свои силы, дабы с помощью воспитания, упражнений и занятий избегнуть
порока и обрести то, что ему противоположно.
Впрочем, это относится уже к иному роду рассуждений. Напротив, весьма уместно и
ко времени противопоставить всему вышесказанному повествование о средствах,
силой которых поддерживается здоровье тела и здравомыслие; сама справедливость
требует уделять больше внимания доброму, нежели злому. Между тем все доброе, без
сомнения, прекрасно, а прекрасное не может быть чуждо меры. Значит, приходится
признать, что и живое существо, долженствующее оказаться прекрасным, соразмерно.
Но что касается соразмерности, здесь мы привыкли принимать в расчет мелочи, а
самое важное и существенное упускаем из виду. Когда стоит вопрос о здоровье и
болезни, о добродетели и пороке, нет ничего важнее, нежели соразмерность или
несоразмерность между душой и телом как таковыми. Но мы не задумываемся над этим
и не понимаем, что, когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает
как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела или когда равновесие нарушено
в противоположную
сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности
как раз в самом существенном; однако, когда в нем есть эта соразмерность, оно
являет собою для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех
зрелищ. Ведь и тело, в котором либо длина ног, либо величина других членов
нарушает меру, не просто безобразно: когда всем его частям приходится работать
сообща, оно то и дело подпадает утомлению или судорогам, делается неустойчивым,
падает, оказываясь само же для себя причиной нескончаемых бед.
|
|