Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 341

в их отношении друг к другу, но скорее...
одну [их сущность] надо рассматривать во взаимоотношении, а другую - в ее
отношении к умеренному. [...]
Если относить природу большего только к меньшему, мы никогда не найдем его
отношения к умеренному, не так ли?
...И сейчас нам, видно, придется признать, что большее и меньшее измеримы не
только друг по отношению к другу, но и по отношению к становлению меры. Ведь
невозможно, чтобы политик или другой какой-либо знаток практических дел был
бесспорно признан таковым до того, как по этому вопросу будет достигнуто
согласие. [...]
...Надо считать, что для всех искусств в равной степени большее и меньшее
измеряются не только в отношении друг к другу, но и в отношении к становлению
меры.
Ясно, что мы разделим искусство измерения... на две части, причем к одной
отнесем все искусства, измеряющие число, длину, глубину, ширину и скорость путем
сопоставления с противоположным, а к другой - те искусства, которые измеряют все
это путем сопоставления с умеренным, подобающим, своевременным, надлежащим и со
всем тем, что составляет середину между двумя крайностями.
Чужеземец. Но люди эти, не привыкнув рассматривать подобные вещи, деля их на
виды, валят их все в одну кучу, несмотря на огромное существующее между ними
различие, и почитают их тождественными, а также и наоборот: не разделяют на
надлежащие части то, что требует такого деления. Между тем следует, когда уж
замечаешь общность, существующую между многими вещами, не отступать, прежде чем
не заметишь всех отличий, которые заключены к каждом виде, и, наоборот, если
увидишь всевозможные несходства между многими вещами, не считать возможным,
смутившись, прекратить наблюдение раньше, чем заключишь в единое подобие все
родственные свойства и охватишь их единородной сущностью.
А как же обстоит дело с нашим исследованием политика? Предпринимается ли оно
ради него самого или же для того, чтобы стать более сведущим в диалектике всего?

В самом деле, ведь никто, находясь в здравом уме, не стал бы гоняться за
понятием ткацкого искусства ради самого этого искусства. Однако, думаю я, от
большинства людей скрыто, что для облегчения познания некоторых вещей существуют
некоторые чувственные подобия, которые совсем не трудно выявить, когда
кто-нибудь хочет человеку, интересующемуся их объяснением, без труда, хлопот и
рассуждений дать ответ. Что же касается вещей самых высоких и чтимых, то для
объяснения их людям не существует уподобления, с помощью которого кто-нибудь мог
бы достаточно наполнить душу вопрошающего, применив это уподобление к
какому-либо из соответствующих ощущений. Поэтому-то и надо в каждом упражнять
способность давать объяснение и его воспринимать. Ибо бестелесное - величайшее и
самое прекрасное - ясно обнаруживается лишь с помощью объяснения, и только него,
и вот ради этого и было сказано все то, что сейчас говорилось.
И вот еще что: тому, кто порицает подобные беседы за длину речи и кто не
приемлет таких обходных движений, не следует слишком легко и скоро позволять
корить речь лишь за то, что она длинна, но надо еще требовать, чтобы он указал,
каким образом она может стать короче и сделать беседующих лучшими диалектиками,
чем они были раньше, более изобретательными в рассуждении и в объяснении
сущностей; в остальном же собеседникам не следует особенно заботиться о
порицаниях и похвалах, да и слушать подобные речи им вовсе негоже.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412
 
Сайт создан в системе uCoz