|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 203 |
Как же могут они, когда к ним снова вернется рассудок, считать
хорошим то, на что они решились в таком состоянии? К тому же, если бы ты стал
выбирать лучшего из влюбленных, тебе пришлось бы выбирать из небольшого числа, а
если бы ты стал выбирать наиболее для тебя подходящего среди прочих, выбор был
бы велик. Так что гораздо больше надежды е встретить среди многих того, кто
достоин твоей дружбы. Если ты боишься установившегося обычая - как бы люди,
проведав, но стали тебя порицать, так тут естественно, что влюбленные, считая,
что их собственные восторги разделяются и остальными людьми, будут пре возносить
себя в рассказах и с гордостью давать понять всем, что их старания были не
напрасны; а невлюбленные, владея собой, вместо людской молвы изберут нечто
лучшее.
Далее, многие неизбежно слышат и видят, как влюбленные сопровождают тех, в кого
влюблены, делая это своим постоянным занятием; поэтому чуть только кто застанет
их в беседе друг с другом, у него сейчас же возникает предположение, что это их
общение вызвано влечением, уже возникшим или намечающимся. А не влюбленным никто
и но пытается ставить в вину их общение, в уверенности, что им необходимо бывает
побеседовать по-дружески или ради какого-то удовольствия. Если же тебя
охватывает страх при мысли, что дружбе трудно быть постоянной, так ведь когда
разлад с возникает при обычных обстоятельствах, это несчастье касается обеих
сторон; если же только ты теряешь то, чем всего более дорожишь, - большой для
тебя получится урон; значит, естественно было бы тебе опасаться именно
влюбленных. Многое их огорчает они считают, будто все совершается им во вред.
Поэтому они отвращают тех, кого любят, от общения с остальными людьми, боясь,
что богатые превзойдут их средствами, а образованные - обхождением; они
остерегаются влияния всякого обладающего каким-либо преимуществом. Убедив тебя
относиться неприязненно к таким людям, они лишают тебя друзей.
Если же ты, но забывая о себе, будешь разумнее их, это поведет к размолвке. А
кому но довелось влюбиться, но кто благодаря своим достоинствам добился того, в
чем нуждался, тот не будет иметь ничего против людей общительных, наоборот, ему
ненавистны нелюдимы: он ожидает с их стороны презрение, г а от общительных люден
- пользу. Поэтому гораздо больше надежды, что из их отношении возникнет дружба,
а не вражда.
Далее, многих влюбленных привлекает тело еще до того, как они узнали характер и
проверили остальные свойства, поэтому им неясно, захотят ли они оставаться
друзьями и тогда, когда прекратится их влечение. А что касается невлюбленных,
которые испытали это и ранее, будучи между собой друзьям то невероятно, чтобы их
дружба уменьшилась от того, что им было приятно испытать, - напротив, это
останется памятным знаком и залогом будущего.
Следует ожидать, что ты и сам станешь лучше, если послушаешься меня, а не
какого-нибудь влюбленного. Те ведь, не считаясь с высшим благом, одобряют все,
что бы ни говорилось и ни делалось, отчасти потому, что боятся вызвать
неприязнь, отчасти же потому, что им самим страсть мешает разобраться.
|
|