|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 23 |
- Ладно, - сказал я, - раз ты в этом, как мне кажется, затрудняешься, оставим
это и рассмотрим другое твое высказывание. Называешь ли ты что-нибудь
безрассудством?
- Да, называю.
- Не полная ли ему противоположность - мудрость?
- По-моему, так.
- Когда люди действуют правильно и с пользой, тогда они в своих действиях
обнаруживают рассудительность или, может быть, наоборот?
- Нет, в этом сказывается их рассудительность.
- Они поступают рассудительно благодаря рассудительности?
- Несомненно.
- А те, кто действует неправильно, поступают безрассудно и в этих своих
действиях не обнаруживают рассудительности?
- Мне тоже так кажется.
- Значит, безрассудные поступки противоречат рассудительности?
- Да
- Безрассудные поступки совершаются по безрассудству, а рассудительные -
благодаря рассудительности?
- Согласен.
- Стало быть, если что совершается с силой, это будет исполнено силы, а
бессильное действие - это слабость?
- Видимо, так.
- И если действуют быстро, то это быстрый поступок, а если медленно - медленный?
- Да
- И если что совершается одинаковым образом, то, е значит, совершается по одной
и той же причине, а противоположным образом - то по противоположным причинам?
Протагор согласился.
- Скажи-ка мне, пожалуйста, - продолжал я, - бывает ли что-нибудь прекрасным?
Протагор допустил, что бывает.
- Существует ли иная его противоположность, кроме безобразного? - Нет. - Дальше:
бывает ли что-нибудь хорошим?
- Бывает.
- Существует ли иная его противоположность, кроме плохого?
- Нет
- Пойдем еще дальше. Бывает ли звук высоким.
- Да.
- Но ему нет ведь другой противоположности, кроме низкого звука?
- Нет.
- Не значит ли это, - сказал я, - что каждой вещи противоположно только одно, а
не многое? Протагор согласился.
- Так давай же, - сказал я, - подведем итог тому, в чем мы согласились. Согласны
мы, что одному противоположно только одно, и не больше?
- Да.
- Мы согласны, что совершаемое противоположным образом совершается по
противоположной причине?
- Да.
- А согласны мы, что все безрассудные поступки противоположны рассудительным?
- Да.
- И что рассудительные поступки совершаются благодаря рассудительности, а
безрассудные - по безрассудству?
Протагор допустил и это.
- И если что противоположно по образу действия, то оно противоположно и по своей
причине?
- Да.
- Делается же кое-что рассудительно, а кое-что и безрассудно?
- Да.
- То есть противоположным образом?
- Конечно.
- Значит, на противоположных основаниях?
- Да.
- Следовательно, безрассудство противоположно рассудительности?
- Очевидно.
- А помнишь, ведь раньше-то мы согласились, что безрассудство противоположно
мудрости?
Протагор подтвердил.
- И что одно бывает противоположно только одному?
- Да, я это утверждаю.
- От какого же из двух утверждений нам отказаться, Протагор? От того ли, что
одному противоположно только одно, или от того, которое гласило, что мудрость
есть нечто иное, чем рассудительность, между тем как и то и другое - части
добродетели, хотя и разные; они не похожи друг на друга, и назначение их
различно, все равно как частей лица.
|
|