|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 105 |
Гермоген. Разумеется, нам не следует отступать.
Сократ. И правда, клянусь собакой, я, кажется, неплохой гадатель, а пришло мне в
голову вот что: самые древние люди, присваивавшие имена, как и теперь
большинство мудрецов, от непрерывного вращения головой в поисках объяснений
вещам всегда испытывали головокружение, и поэтому им казалось, что вещи
вращаются и несутся в каком-то вихре. И разумеется, и те и другие считают, что
причина такого мнения не внутренний их недуг, но таковы уж вещи от природы: в
них нет ничего устойчивого и надежного, но все течет и несется, все в порыве и
вечном становлении. Я говорю это, имея в виду все упомянутые тобою сейчас имена.
Гермоген. Как это, Сократ?
Сократ. Может быть, ты замечал, что только что названные слова присвоены так,
как если бы имелось в виду, что все вещи несутся, текут и испытывают постоянное
становление?
Гермоген. Нет, мне это совсем не приходило в голову.
Сократ. Во-первых, то имя, что мы назвали первым, судя по всему, установлено
именно так.
Гермоген. Какое?
Сократ. "Разумение". Ведь это помышление умом того, кто судит о вихре, или
течении, вещей ; а может быть, это нужно понимать так, что есть определенный
расчет в этом течении, что оно полезно. Во всяком случае, это связано с
движением. И если угодно, "понимание", судя по всему, означает рассмотрение
возникновения, поскольку "рассматривать" и "понимать" - одно и то же. Если же
угодно, и самое имя "мышление" означает улавливание нового, а новое в свою
очередь означает вечное возникновение; так вот, знаком того, что душа улавливает
это вечное изменение или возникновение нового, и установил законодатель имя
"меноловление". Ведь оно произносилось в древности иначе - с двумя эпсилонами
вместо эты. "Целомудрие" же означает, что "разумение" - это имя мы с тобой уже
сегодня рассматривали - сохраняется здравым. Да и слово "познание" говорит о
том, что душа, значение которой в этом деле велико, следует за несущимися
вещами, не отставая от них и их не опережая. Поэтому, вставив, нужно говорить
"гепеистэмэ" (не "познать", а "позанять"). Сметливость же, как может оказаться,
означает "умозаключение". Ведь когда говорят "смекнуть", это совершенно
совпадает со значением слова "познать ": "смекнуть" показывает, что душа
сопровождает вещи, мечется вместе с ними. Ведь даже слово "мудрость" означает
"захватить порыв". Имя это, правда, довольно темное и скорее всего чужое. Однако
следует вспомнить, что у поэтов во многих местах употребляется близкое по
звучанию слово "эсют" в значении "поспешно ушел". А одному из прославленных
лаконских мужей даже было такое имя - Сус, поскольку лакедемоняне так именуют
быстрый натиск. Так вот имя София и означает захватывание такого порыва,
поскольку все сущее как бы несется. Да и имя "добро" с словно бы установлено для
того, в чем изумительнее всего проявилась природа. Ведь когда все вещи находятся
в движении, одно движется быстрее, другое - медленнее; и не все быстрое
изумляет, но лишь кое-что из него, и от такого рода быстроты самому
изумительному присвоено это имя - "добро".
|
|