|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 365 |
Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как
[отображение] возникло, есть и будет в продолжение целокупного времени. Такими
были замысел и намерение бога относительно рождения времени; и вот, чтобы время
родилось из разума и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил,
именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив одно за
другим их тела, бог поместил их, числом семь, на семь кругов, по которым
совершалось круговращение иного: Луну - на ближайший к Земле круг, Солнце - на
второй от Земли, Утреннюю звезду и ту звезду, что посвящена Гермесу и по нему
именуется,- на тот круг, который бежит равномерно с Солнцем, но в обратном
направлении. Оттого-то Солнце, Гермесова звезда и Утренняя звезда поочередно и
взаимно догоняют друг друга.
Что касается прочих [планет] и того, где именно и по каким именно причинам были
они там утверждены, то все это принудило бы нас уделить второстепенным вещам
больше внимания, чем того требует предмет нашего рассуждения. Быть может,
когда-нибудь позднее мы займемся как следует и этим, если представится досуг.
Итак, после того как все [эти звезды], назначенные участвовать в устроении
времени, получили подобающее каждой из них движение, после того как они, являя
собою тела, связанные одушевленными узами, стали живыми существами и уразумели
порученное им дело, они начали вращаться вдоль движения иного, которое наискось
пересекает движение тождественного и ему подчиняется; одни из них описывали
больший круг, другие меньший, притом по меньшим кругам они шли быстрее, по
большим - медленнее.
Однако под действием движения тождественного кажется, будто звезды, которые идут
быстрее, нагоняемы теми, которые идут медленнее, в то время как в
действительности дело обстоит наоборот, ведь движение тождественного сообщает
всем звездным кругам спиралеобразный изгиб по причине противоположной
устремленности двух [главных движений], а потому как раз та [звезда], которая
больше всего отстает от самого быстрого движения, по видимости больше всего
приближается к его скорости. Для того чтобы была дана некая точная мера
соотношений медленности и быстроты, с которыми движутся они по своим восьми
кругам, бог на второй от Земли окружности возжег свет, который ныне мы называем
Солнцем, дабы он осветил возможно дальше все небо, а все живые существа, которым
это подобает, стали бы причастны числу, научаясь ему из вращения тождественного
и подобного.
Таким образом и по таким причинам возникли ночь и день, этот круговорот единого
и наиразумнейшего обращения; месяц же - это когда Луна совершает свой оборот и
нагоняет Солнце, а год - когда Солнце обходит свой круг.
Что касается круговоротов прочих светил, то люди, за исключением немногих, не
замечают их, не дают им имен и но измеряют их взаимных числовых отношений, так
что, можно сказать, они и не догадываются, что эти необозримо многочисленные и
несказанно многообразные блуждания также суть время. Однако же возможно
усмотреть, что полное число времени полного года завершается тогда, когда все
восемь кругов, различных по скорости, одновременно придут к своей исходной
точке, соотносясь с мерой единообразно бегущего круга тождественного.
|
|