|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 385 |
Допустим далее, что он поднимает весы, насильственно водворяя отторгнутый огонь
в несродный ему воздух; очевидно, что в таком случае меньшие части окажутся с
податливее к насилию, нежели большие. Когда одна и та же сила поднимает в высоту
две вещи, меньшая вещь по необходимости больше повинуется принуждению, а большая
- меньше, и отсюда большое именуется тяжелым и стремящимся вниз, а малое -
легким и стремящимся вверх. На том же самом мы можем поймать и самих себя, когда
мы действуем в отведенной нам части Вселенной. В самом деле, если мы стоим на
земле и отделяем части землеподобных тел, а то и самой земли, чтобы
насильственно и наперекор природе ввести их в чуждую среду воздуха, то обе
[стихии] проявят тяготение к тому, что им сродно, однако меньшие части все же
легче, нежели большие, уступят насилию и дадут водворить себя в чужеродную
среду; именно поэтому мы называем их самих легкими и место, в которое мы
принуждаем их направляться,- верхним, а то, что противоположно тому и другому,-
соответственно тяжелым и нижним. Но все это необходимо должно разнообразиться,
коль скоро главные скопления тел каждого рода занимают в пространстве различные
места, лежащие одно против другого: то, что легко или тяжело, высоко или низко в
одном месте, может быть соотнесено с легким и тяжелым, высоким и низким в другом
месте, противоположном первому, и оказаться ему противоположным,
несоответствующим и полностью от него отличным как с точки зрения возникновения,
так и с точки зрения существования. Но одно остается верным для всех случаев:
стремление каждой вещи к своему роду есть то, что делает ее тяжелой, а
направление, по которому она устремляется, есть низ, между тем как
противоположное тому и другому и наименования носит противоположные. Таковы
причины этих состояний. Что касается причины состояний гладкости и
шероховатости, то ее каждый сможет усмотреть сам и разъяснить другому: твердость
в соединении с неоднородностью дает шероховатое, однородность в соединении с
плотностью - гладкое. После того как мы рассмотрели воздействия,
распространяющиеся на все тело, нам осталось обсудить самое важное - причину
приятных и болезненных впечатлений, да и вообще все то, что через посредство
частой тела способствует ощущениям, вызывая страдание или удовольствие. Но
причины любых воздействий - ощущаемых или неощущаемых - мы поймем, если для
начала припомним произведенное нами раньше различия между тем, что по природе
своей очень подвижно или, напротив, малоподвижно; именно по этой тропе следует
продвигаться, чтобы изловить выслеживаемую добычу.
Так вот, если хотя бы мимолетное воздействие приходится на то, что по природе
своей очень подвижно, это воздействие разносится по кругу от одних частиц к
другим, пока но дойдет до разумного [начала] и не поведает ему о свойствах
воздействующего предмета; напротив, то, что малоподвижно, слишком устойчиво,
чтобы передавать воздействие по кругу, а потому вынуждено принять его лишь па
себя и не приводить в с движение то, что находится по соседству.
|
|