|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 230 |
Что бы, по-твоему, сказали Эриксимах или Акумен
ему в ответ?
Федр. Ничего, они бы только спросили, знает ли он вдобавок, к кому, когда и в
какой мере следует применять каждое из его средств?
Сократ. А если бы он сказал: "Ничуть, но я считаю, что мой выученик сам сможет
сделать то, о чем ты с спрашиваешь".
Федр. Они сказали бы, я думаю, что этот человек не в своем уме: он вычитал
кое-что из книг или случайно ему попались в руки лекарства, и вот он возомнил
себя врачом, ничего в этом деле не смысля.
Сократ. А если бы кто-нибудь в свою очередь обратился к Софоклу и Еврипиду и
заявил, что умеет о пустяках сочинять длиннейшие речи, а о чем-нибудь великом,
наоборот, весьма сжатые и по своему желанию делать их то жалостными, то,
наоборот, устрашающими, грозными и так далее, а также что он уверен, будто,
обучая всему этому, передаст другим умение создавать трагедии?
Федр. И Софокл и Еврипид, думаю я, Сократ, осмеяли бы того, кто считает, будто
трагедия не есть сочетание подобных речей, но связных и составляющих единое
целое.
Сократ. Но я думаю, они не стали бы его грубо бранить. Так, знаток музыки при
встрече с человеком, считающим себя знатоком гармонии только потому, что он
умеет настраивать струну то выше, то ниже, не скажет грубо: "Бедняга, ты, видно,
рехнулся",- но, напротив, скажет очень мягко, как подобает человеку, причастному
музыке: "Уважаемый, конечно, и это необходимо уметь тому, кто собирается
заняться гармонией, но это не исключает того, что человек в твоем положении
нимало не смыслит в гармонии: у тебя есть необходимые предварительные сведения
по гармонии, но самой гармонии ты не знаешь".
Федр. Совершенно верно.
Сократ. Значит, и Софокл сказал бы тому, кто захотел бы блеснуть перед ними, что
это всего лишь под ступы к трагедии, а не трагическое искусство; и Акумен сказал
бы, что здесь лишь подступы к врачеванию, а не само искусство.
Федр. Разумеется.
Сократ. А что, по нашему мнению, сделал бы сладкоречивый Адраст или хотя бы
Перикл, если бы они услыхали о только что упомянутых нами замечательных
ухищрениях - о краткости, об образном способе выражения и так далее, что, как мы
сказали, надо рассматривать при ярком свете дня? Не были бы они раздосадованы,
как мы с тобой, и не вырвалось бы у них, по неотесанности, неучтивое слово в
отношении тех, кто все это пишет и учит этому под видом искусства красноречия.
Или, может быть, - они ведь умнее нас - только бы нас упрекнули, сказавши:
"Нечего сердиться, Федр и Сократ, надо отнестись снисходительно, если люди, не
умеющие рассуждать, не способны определить, что такое искусство красноречия.
Из-за этого они, обладая лишь необходимыми предварительными сведениями, считают,
с будто изобрели ораторское искусство и, когда преподают его другим, уверены,
что передают им совершенное искусство красноречия. А говорить о каждом предмете
убедительно и сочетать все в одно целое, это, по их мнению, нетрудно, и ученики
сами собой должны достичь этого в своих речах".
Федр. Ведь действительно, Сократ, именно таково искусство, которому под видом
красноречия обучают эти люди и о котором они пишут.
|
|