|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 111 |
А то, что удерживает и связывает, он порицает.
Так и "губительное" : если в согласии с древним наречием поставить вместо дзеты
дельту, тебе станет ясно, что это имя - "дземиодес" - присвоено тому, что
связывает идущее.
Гермоген. А что же "удовольствие", "печаль", "вожделение" и тому подобное,
Сократ?
Сократ. Это представляется мне не очень трудным, Гермоген . Ведь то, что
называется удовольствием, выражает, видимо, действие, направленное на пользу, а
дельта здесь вставная, так что это зовется удовольствием вместо "удопольствия" .
А вот печаль называется так, видимо, оттого, что эта страсть печет наше тело.
"Недуг" же - это то, что мешает идти. Что касается "болести", то, мне кажется,
это какое-то чуждое слово, образованное, видимо, от "болезненного". "Напасть",
видимо, называется так от внезапного нападения печали. "Удрученность" вполне
ясно означает трудность порыва [движения ]. "Восторг" - исторгнутый и легко
льющийся поток души. "Наслаждение" - от "услады". Последняя же названа так, как
образ влекущегося сквозь душу веяния, и по справедливости должна была бы
называться "проникновеянием", но со временем превратилась в "наслаждеянье". А
вот "блаженство" - нет нужды говорить, почему дано такое имя: вполне ясно, что
взято оно от благого шествования души вместе с вещами, и справедливее было бы
ему называться "блаженношеством", но тем не менее мы зовем его "блаженством".
Нетрудно и слово "вожделение", ибо ясно, что оно названо так от какого-то
наваждения, Бездействующего на дух. А "дух", верно, носит это имя от "бушевания"
и "кипения" души. "Влечением" же названа воля к течению, поскольку в своем
течении и устремлении к вещам оно и душу с силой увлекает в этот поток, от
этой-то способности оно и называется "влечением". Да вот даже и имя страсти
означает, что она направлена не на присутствующий предмет и поток желания, но на
отдаленный, "отстраненный", откуда она и называется страстью. Когда присутствует
то, на что устремляется страсть, она называется влечением, а страстью - когда
это удалено.
"Любовь", поскольку она словно вливается извне (а не есть внутренний поток для
того, кто ею пылает), причем вливается через очи, в древности, верно, называлась
"льюбовь", ведь мы тогда пользовались о-микроном вместо о-меги. Теперь же она
называется "любовь" - после подстановки о-меги вместо о-микрон. Однако что еще
ты предлагаешь рассмотреть?
Гермоген. "Представление" и тому подобное. Что ты об этом думаешь?
Сократ. Итак, представление названо так либо от преследования, которое совершает
душа, чтобы узнать, каким образом существуют вещи, либо от падения стрелы .
Похоже, что скорее от последнего. Дело в том, что с этим согласуется и слово
"мнение", ведь это - несение души по направлению к вещи, любой из всего сущего.
Также и "воля" некоторым образом означает полет стрелы, а "соизволение" означает
устремление и совет. Все это, связанное с представлением, очевидно, являет образ
стрельбы, так же как и "безволие", которое, напротив, представляется несчастьем,
как если бы кто-то не посылал стрел и не достигал своей цели - того, что он
хотел, о чем совещался и к чему стремился.
|
|