|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 64 |
Как так?
Менон. По твоим словам, очертания -- это нечто такое, что всегда сопутствует
окраске. Пусть так. Но если вдруг кто-нибудь тебе скажет, что не знает, что
такое окраска, и точно так же не может судить о ней, как и об очертаниях,
понравится ли тебе тогда твой ответ?
Сократ. Да он будет чистой правдой, Менон! Если вопрошающий окажется одним из
тех мудрецов -- любителей спорить и препираться, я отвечу ему: "Свое я сказал, а
если я говорю неправильно, то теперь твое дело взять слово и уличить меня". Если
же собеседники, как мы с тобой сейчас, захотят рассуждать по-дружески, то
отвечать следует мягче и в большем соответствии с искусством вести рассуждение.
А это искусство состоит не только в том, чтобы отвечать правду: надо еще
исходить из того, что известно вопрошающему, по его собственному признанию.
Попробую и я говорить с тобой так же. Скажи мне: существует ли нечто такое, что
ты называешь "концом"? Я имею в виду что-то предельное, крайнее -- ведь это одно
и то же. Продик, наверное, не согласился бы с нами. Но ты-то говоришь о
чем-нибудь, что оно "имеет край", "кончается"? Я хочу сказать только это, без
всяких ухищрений.
Менон. Говорю, конечно. По-моему, я понимаю, что ты имеешь в виду.
Сократ. Дальше. Существует ли нечто такое, что ты называешь плоским, и другое,
что ты именуешь объемным, как это принято в геометрии?
Менон. Существует, конечно.
Сократ. Ну вот, из этого ты теперь уже можешь понять, что я называю очертаниями.
О каждом из очертаний я говорю: то, чем ограничивается тело, и есть его
очертания. Или вкратце я сказал бы так: очертания -- это граница тела.
Менон. А что же такое, Сократ, по-твоему, цвет?
Сократ. Ты, однако, дерзок, Менон: человека старого заставляешь отвечать, а сам
не желаешь даже вспомнить и сказать, что такое, по словам Горгия, добродетель.
Менон. Нет уж, сперва ты ответь мне, Сократ, а потом я тебе скажу.
Сократ. Ну, Менон, стоит поговорить с тобой, и с завязанными глазами можно
узнать, что ты красив уже имеешь поклонников.
Менон. Почему?
Сократ. Да ты в разговоре только и делаешь, что приказываешь, как все баловни,
которые всегда распоряжаются, словно тираны, пока цветут юностью. Да и про меня
ты, наверное, прознал, что красавец легко возьмет надо мной верх. Так что
придется уж мне угождать тебе и отвечать.
Менон. Да, сделай милость.
Сократ. Хочешь, чтобы я отвечал тебе на манер Горгия : ведь так тебе будет лучше
всего следовать за мной?
Менон. Хочу, конечно. Почему бы и нет?
Сократ. Ведь вы говорите, в согласии с Эмпедоклом, о каких-то истечениях из
вещей?
Менон. Да.
Сократ. И о порах, в которые проникают и через которые движутся эти истечения?
Менон. Верно.
Сократ. А из этих истечений одни, по вашим словам, соразмерны некоторым порам, а
другие слишком велики или слишком малы для них?
Менон. Так оно и есть.
Сократ. И существует нечто такое, что ты называешь зрением?
Менон. Ну конечно!
Сократ. Вот из этого и "постигни то, что говорю я", как сказал Пиндар. Цвет--это
истечение от очертаний, соразмерное зрению и воспринимаемое им.
|
|