|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 340 |
И остальное все претерпело изменение, подражая и следуя состоянию целого: это
подражание необходимо было во всем - в плодоношении, в порождении и в питании,
ибо теперь уже недозволено было, чтобы живое существо зарождалось в земле из
частей другого рода, но, как космосу, которому велено было стать в своем
развитии самодовлеющим, так и частям его той же властью было приказано насколько
возможно самостоятельно зачинать, порождать и питать потомство.
Итак, когда принявший нас в свои руки и пестовавший нас даймон прекратил свои
заботы, многие животные, по природе своей свирепые, одичали и стали хватать
людей, сделавшихся слабыми и беспомощными; вдобавок, первое время люди не
владели еще искусствами, естественного питания уже не хватало, а добыть они его
не умели, ибо раньше их к этому не побуждала необходимость. Все это ввергло их в
великое затруднение. Поэтому-то, согласно древнему преданию, от богов нам были
дарованы вместе с необходимыми поучениями и наставлениями: огонь - Прометеем,
искусства - Гефестом... семена и растения - другими богами. И все, что устрояет
и упорядочивает человеческую жизнь родилось из этого: ибо, когда прекратилась,
как было сказано, забота богов о людях, им пришлось самим думать о своем образе
жизни и заботиться о себе, подобно целому космосу, подражая и следуя которому мы
постоянно - в одно время так, а в другое иначе - живем и взращиваемся.
Я даже думаю, Сократ, что этот образ божественного пастыря слишком велик в
сравнении с царем, нынешние же политики больше напоминают по своей природе , а
также образованию и воспитанию подвластных, чем властителей.
Мы сказали, что существует самоповелевающее искусство, распоряжающееся живыми
существами и пекущееся не о частных лицах, а о целом обществе; назвали же мы это
тогда искусством стадного выращивания.
Трудно ведь, не пользуясь образцами, пояснить что-либо важное. Ведь каждый из
нас, узнав что-то словно во сне, начисто забывает это, когда снова оказывается
будто бы наяву.
У меня, милый, оказалась нужда в образце самого образца.
...Образец появляется тогда, тогда один и тот же признак, по отдельности
присущий разным предметам, правильно воспринимается нами и мы, сводя то и другое
вместе, составляем себе единое истинное мнение?
Коль скоро дело обстоит таким образом, мы - я и ты, верно, ничуть не погрешим,
если решимся познать природу образца по частям, сперва увидев ее в маленьком
образце, а затем с меньших образцов перенеся это на идею царя как на величайший
образец подобного же рода, и уже с помощью этого образца попытаемся искусно
разведать, что представляет собой забота о государстве, - дабы сон у нас
превратился в явь? [...]
Значит нужно вернуться к следующему рассуждению, а именно: хотя тысячи людей
оспаривают у рода царей заботу о государствах, надо отвлечься от всех них и
оставить только царя, а для этого нам необходим, как было сказано, образец.
Значит, нам надо считать двоякой сущность великого и малого и двояким суждение о
них и рассматривать их не только...
|
|