|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 383 |
Наконец, воздух, если он испытал насильственное сжатие,
не может быть разрушен ничем, разве что только может быть сведен к своему
первоначалу; но, если он не претерпел сжатия, его разлагает один лишь огонь. С
толами же, возникшими из смешения земли и воды, происходит следующее: до тех пор
пока вода заполняет все пустоты в уплотненной с большой силой земле, частицы
воды, подступающие извне, не находят доступа внутрь, обтекают вокруг всей этой
массы и не могут ее разложить, в то время как частицы огня, напротив, внедряются
между частицами воды и, воздействуя на воду точно так же, как вода воздействует
на землю, одни оказываются в состоянии принудить смесь земли с водой
расплавиться и растечься. Заметим, что из этих смесей некоторые содержат меньше
воды, нежели земли; таковы все виды, родственные стеклу, а также все так
называемые плавящиеся камни.
Другие, напротив, содержат больше воды; таковы все тела из разряда восков и
благовонных курений. Пожалуй, мы с достаточной полнотой показали разнообразие
видов, вытекающее из сочетаний и взаимопереходов фигур. Теперь попытаемся
выяснить причины воздействий, производимых всем этим на нас. Прежде всего надо
приписать вещам, о которых идет речь, одно свойство - постоянно быть ощущаемыми,
а ведь мы еще не дошли до рождения плоти и всего того, что к ней относится, а
также до рождения смертной части души. Между тем и об этих предметах немыслимо с
должной основательностью рассуждать, отвлекаясь от воздействия ощущений, и
говорить об ощущениях, отвлекаясь от вопросов о плоти и смертной части души, но
вести речь о том и другом сразу едва ли посильно. Значит, нам придется принять
одно из двух в качестве предпосылки, а потом еще раз вернуться к этому. Так вот,
чтобы нам сразу перейти от родов [тел] к оказываемым этими родами воздействиям,
пусть нашей предпосылкой и будет все относящееся к телу и душе.
Для начала посмотрим, почему это об огне говорят, что он горяч? На этот вопрос
мы должны ответить, приняв во внимание режущее и разлагающее воздействие его на
наши тела. Едва ли не все согласятся, что ощущение от огня - пронзительное; при
этом нам следует вспомнить о тонкости его граней и остроте его углов, затем о
малости его частиц и о быстроте их бега, ибо все эти свойства таковы, что
сообщают огню напор и проворство, и потому ничто не может противостоять его
режущей силе. Достаточно вспомнить и принять его в расчет его очертания и то,
как они были рождены, чтобы уразуметь: эта природа, как никакая другая, способна
проникать наши тела, тончайшим образом расщеплять их и доставлять тому, что мы
соответственно зовем теплом, и его свойства и его имя. Противоположное
[воздействие] довольно ясно, но все же и его мы не оставим без объяснения. Когда
окружающая тело и состоящая из более крупных частиц влага проникает внутрь, она
вытесняет находящиеся там меньшие частицы, однако оказывается не в состоянии
утвердиться на их местах и только сжимает все, что ни есть в нас влажного,
доводя его до такой плотности, что оно из неоднородного и подвижного становится
однородным, неподвижным и закоченевшим.
|
|