|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 346 |
Ткань эта обвивает всех остальных людей в государстве -
свободных и рабов, держит их в своих узах и правит и распоряжается государством,
никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это
подобает, счастливым.
ФИЛЕБ
Сократ. Филеб утверждает, что благо для всех живых существ - радость,
удовольствие, наслаждение и все прочее, принадлежащее к этому роду; мы же
оспариваем его, считая, что благо не это, но разумение, мышление, память и то,
что сродни с ними: правильное мнение и истинное суждение. Все это лучше и
предпочтительнее удовольствия для всех существ, способных приобщиться к этим
вещам, и для таких существ... ничто не может быть полезнее этого приобщения.
Никто не станет спорить, что приятное приятно; однако, несмотря на то, что
многое из приятного, как мы сказали, дурно, а многое, наоборот, хорошо, ты
называешь все удовольствия благом... Итак, что же есть тождественного в дурных и
хороших удовольствиях, позволяющего тебе все удовольствия называть благом?
Друг мой, я имею ввиду не тот случай, когда кто-либо полагает единство
возникающего и гибнущего, как мы только что говорили. Ведь такого рода единство,
как мы сказали, не нуждается, по общему признанию в опровержении; но если
кто-нибудь пытается допустить единого человека, единого быка, единое прекрасное
и единое благо, то по поводу разделения таких и им подобных единств возникают
большие споры и сомнения. [...]
Во-первых, нужно ли вообще допускать, что подобные единства действительно
существуют? Затем, каким образом они - в то время как каждое из них пребывает
вечно тождественным, прочным, непричастным ни возникновению, ни гибели -
все-таки пребывают в единстве? Ведь это единство следует признать либо
рассеянным в возникающих и бесконечно разнообразных вещах и превратившимся во
множество, либо всецело отделенным от самого себя, - каким образом (ведь это
невероятно!) единства эти остаются едиными и тождественными одновременно в одном
и многом? Вот какого рода единства и множества... суть причины всяких
недоумений...
Итак, с чего же начать длинный и сложный бой по поводу спорных вопросов? Может
быть с этого...
Мы утверждаем, что тождество единства и множества, обусловленное речью, есть
всюду, во всяком высказывании; было оно прежде, есть и теперь. Это не
прекратится никогда и не теперь началось, но есть, как мне кажется, вечное и не
стареющее свойство нашей речи. Юноша, впервые вкусивший его, наслаждается им,
как если бы нашел некое сокровище мудрости; от наслаждения он приходит в восторг
и радуется тому, что может изменять речь на все лады, то закручивая ее в одну
сторону и сливая все воедино, то снова развертывая и расчленяя на части.
Божественный дар, как кажется мне, был брошен людям богами с помощью некоего
Прометея вместе с ярчайшим огнем; древние, бывшие лучше нас и обитавшие ближе к
богам, передали нам сказание, гласившее, что все, о чем говорится, как о вечно
сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино
предел и беспредельность.
|
|