|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 94 |
Тому, кто его слышит, сначала может показаться
кощунственным, что Зевс - сын Кроноса: более последовательно было бы, если бы
Зевс назывался "порождением великой мысли". Ведь слово "корос", [слышащееся в
имени "Кронос"], означает не "отрок", но нетронутую чистоту ума. Сам же Кронос -
сын Урана, как говорит предание. А имя Уран, так же как Урания, с прекрасно
выражает "взгляд вверх", который, Гермоген, по словам людей, изучающих небесные
явления, сохраняет в чистоте человеческий ум. По небу и дано правильно имя
Урану.
Если б я помнил всю родословную Гесиода, каких еще далеких предков богов он
называет, я мог бы без конца рассуждать о том, насколько правильно даны им
имена. И так до тех пор, пока не испытал бы, откажет наконец или нет эта
мудрость, которая сегодня так внезапно сошла на меня не знаю откуда.
Гермоген. Да и то сказать, Сократ, ты стал вдруг изрекать пророчества совсем как
одержимый.
Сократ. Я по крайней мере убежден, Гермоген, что эта мудрость снизошла на меня
скорее всего от Евтифрона из Проспалт. Ведь с утра, заслушавшись его, я пробыл с
ним довольно долго. Так что, боюсь, он в своей одержимости наполнил мне
божественной мудростью не одни только уши, но захватил и душу. Я полагаю, нам
нужно сделать так: сегодня уж мы позволим себе воспользоваться этой мудростью и
рассмотрим, что нам осталось рассмотреть в связи с именами, а завтра, если и вы
согласны, мы принесем за это искупительную жертву и совершим очищение, отыскав
кого-нибудь, кто это горазд делать, среди жрецов или среди софистов.
Гермоген. Я-то во всяком случае присоединяюсь, потому что с удовольствием
выслушал бы и все остальное об именах.
Сократ. Да будет так. Откуда, по-твоему, нам следует теперь начать рассмотрение?
Ведь мы нашли уже некий образец, следуя которому можно в самих именах отыскать
подтверждение того, что не произвольно устанавливается каждое имя, а в
соответствии с некоей правильностью. Что же касается имен героев и людей,
которые сохранило предание, то они нас могут и обмануть. Ведь многие из них даны
в честь предков и кому-то совсем не подходят, как мы говорили вначале. А многие
имена даются как бы в пожелание: Евтихид - в пожелание счастья, Сосия -
здоровья, Теофил - ради милости богов и так далее. Так что подобные имена, я
полагаю, нужно оставить в стороне. Пожалуй, наиболее правильными мы сочтем
имена, установленные для того, что существует вечно, для исконного. Ведь как раз
здесь устанавливать имена следует особенно тщательно. И некоторые из них
установлены, возможно, даже более высокой силой, нежели человеческая, -
божественной.
Гермоген. Мне кажется, это ты прекрасно сказал, Сократ .
Сократ. Так не справедливо ли будет начать наше исследование с богов и выяснить,
насколько правильно называются они этим именем?
Гермоген. Похоже, что справедливо.
Сократ. Итак, вот что я здесь подозреваю. Мне представляется, что первые из
людей, населявших Элладу, почитали только тех богов, каких и теперь еще почитают
многие варвары: Солнце, Луну, Землю, Звезды, Небо.
|
|