Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 1

Аристотель. Никомахова этика




КНИГА ПЕРВАЯ (А)



1(I). Всякое искусство и всякое учение, а равным образом поступок
(praxis) и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к
определенному благу. Поэтому удачно определяли благо как то, к чему все
стремится. В целях, однако, обнаруживается некоторое различие, потому что
одни цели - это деятельности (energeiai), другие - определенные отдельные от
них результаты (erga). В случаях, когда определенные цели существуют
отдельно от действий (praxeis), результатам естественно быть лучше
[соответствующих] деятельностей.
Так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У
врачевания - это здоровье, у судостроения - судно, у военачалия - победа, у
хозяйствования - богатство. Поскольку ряд таких [искусств и наук]
подчиняется одному какому-нибудь умению (dynamis) - подобно тому как
искусство делать уздечки и все прочее, что относится к конской сбруе,
подчинено искусству править лошадьми, а само оно, как и всякое действие в
военном деле, подчинено искусству военачалия, и таким же образом остальные
искусства подчинены [каким-то] другим, - постольку во всех случаях цели
управляющих (ark-hitektonikai) (искусств и наук] заслуживают предпочтения
(hairetotera) перед целями подчиненных; в самом деле, ведь последние
преследуют ради первых.
При этом безразлично, сами ли деятельности - цели поступков, или цели -
это нечто иное, от них отдельное, как в случае с названными выше науками.
(II). Если же у того, что мы делаем (ta prakta), существует некая цель,
желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все
цели мы избираем (hairoymetha) ради иной цели (ибо так мы уйдем в
бесконечность, а значит, [наше] стремление бессмысленно и тщетно), то ясно,
что цель эта есть собственно благо (tagathon), т е. наивысшее благо (to
ariston).
Разве познание его не имеет огромного влияния на образ жизни? И словно
стрелки, видя мишень перед собою, разве не вернее достигнем мы должного? А
если так, надо попытаться хотя бы в общих чертах представить себе, что это
такое и к какой из наук, или какому из умений, имеет отношение. Надо,
видимо, признать, что оно, [высшее благо], относится к ведению важнейшей
[науки, т. е. науки], которая главным образом управляет. А такой
представляется наука о государстве, [или политика]. Она ведь устанавливает,
какие науки нужны в государстве и какие науки и в каком объеме должен
изучать каждый. Мы видим, что наиболее почитаемые умения, как-то: умения в
военачалии, хозяйствовании и красноречии - подчинены этой [науке]. А
поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами
и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать
или от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук,
а, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей [вообще].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz