|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 121 |
Или ты не чувствуешь, сколького недостает изображениям, чтобы стать
тождественными тому, что они воплощают?
Кратил. Нет, я чувствую.
Сократ. Да ведь смешные вещи, Кратил, творились бы с именами и вещами, которым
принадлежат эти имена, если бы они были во всем друг другу тождественны. Тогда
все бы словно раздвоилось, и никто не мог бы сказать, где он сам, а где его имя.
Кратил. Это правда.
Сократ. Поэтому смелее допусти, благородный друг, что одно имя присвоено хорошо,
другое же - нет. И не настаивай на том, что имя должно иметь лишь такие звуки,
какие делали бы его полностью тождественным вещи, которой оно присвоено.
Допусти, что и какая-то неподходящая буква может тут быть добавлена. А если
может быть добавлена буква, то и имя в высказывании, если же имя, то и не
подобающее вещам выражение может встретиться в речи, но от этого ничуть не хуже
можно называть вещи и рассуждать о них, пока сохраняется основной облик вещи, о
которой идет речь, как, скажем, в названиях букв: ты, может быть, помнишь, что
именно мы с Гермогеном уже говорили здесь по этому поводу.
Кратил. Я хорошо это помню.
Сократ. Вот и отлично. Пока сохраняется этот основной вид, пусть отражены и не
все подобающие черты, все равно можно вести речь о данной вещи. Если отражены
все подобающие черты - прекрасно, если же малая часть их - то плохо. Так бросим,
милый мой, этот разговор, чтобы нас не обвинили в том, что мы, подобно эгинетам,
поздней ночью обходящим дорогу, и в самом деле вышли в путь позднее, чем
следовало. Или уж поищи тогда какой-нибудь другой правильности и не соглашайся,
что имя есть выражение вещи с помощью букв и слогов. Ведь если ты признаешь и то
и другое, то окажешься не в ладу с самим собой.
Кратил. Мне кажется, Сократ, ты говоришь ладно. Я с тобою во всем согласен.
Сократ. Ну раз мы оба так думаем, давай теперь рассмотрим вот что: если, скажем,
имя установлено хорошо, то должно оно содержать подобающие буквы?
Кратил. Да.
Сократ. А подобают вещам?
Кратил. Разумеется.
Сократ. Следовательно, так присваивается хорошо составленное имя. Если же
какое-то имя присвоено плохо, то, верно, в большей своей части оно будет
состоять из подобающих букв - подобных вещи,- раз оно все-таки останется
изображением, но при этом оно будет иметь и неподобающие буквы, из-за чего мы
скажем, что это неправильное имя и присвоено худо. Так или нет?
Кратил. Я думаю, нам с тобой не стоит сражаться, Сократ, хотя мне не нравится
называть что-либо именем, но говорить при этом, что оно плохо присвоено.
Сократ. А может быть, тебе вообще не нравится, что имя есть выражение вещи?
Кратил. Да, если говорить обо мне.
Сократ. Но то, что одни имена составлены из более ранних, другие же - самые
первые, это, по-твоему, хорошо сказано?
Кратил. По-моему, да.
Сократ. Однако, если первые имена должны быть выражением чего-либо, знаешь ли ты
иной, лучший способ создать эти выражения, нежели сделать их возможно более
тождественными тому, что они должны выразить? Или тебе больше нравится вот этот
способ - о нем говорит Гермоген и многие другие, - что имена - это результат
договора и для договорившихся они выражают заранее известные им вещи, и в
этом-то и состоит правильность имен - в договоре,- и безразлично, договорится ли
кто-то называть вещи так, как это было до сих пор, или наоборот: например, то,
что теперь называется малым, он договорится звать великим, а что теперь великим
- малым.
|
|