Философы Древней Греции - Аристотель - Категории - Страница 1

ОГЛАВЛЕНИЕ




ГЛАВА ПЕРВАЯ [Одноименное, соименное, отыменное]

ГЛАВА ВТОРАЯ [Сказываемое о предмете и находящееся в предмете]

ГЛАВА ТРЕТЬЯ [Род как сказуемое. Видовые отличия]

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ [Десять категорий]

ГЛАВА ПЯТАЯ [Сущность]

ГЛАВА ШЕСТАЯ [Количество]

ГЛАВА СЕДЬМАЯ [Соотнесенное]

ГЛАВА ВОСЬМАЯ [Качество]

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ [Остальные шесть категорий]

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ [Четыре вида противолежания]

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ [Противоположности]

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ [Предшествующее и последующее]

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ [Данное вместе]

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ [Шесть видов движения]

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ [Обладание]





ГЛАВА ПЕРВАЯ [Одноименное, соименное, отыменное]




Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а
соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как,
например, dzoon означает и человека и изображение. Ведь у них только имя
общее, а соответствующая этому имени речь о сущности разная, ибо если
указывать, что значит для каждого из них быть dzoon, то [в том и другом
случае] будет указано особое понятие (logos).

Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и
соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например,
"живое существо" (dzoon) - это и человек и бык. В самом деле, и человек и
бык называются общим именем "живое существо" и речь о сущности [их] одна и
та же. Ведь если указывать понятие того и другого, что значит для каждого из
них быть dzoon, то будет указано одно и то же понятие.

Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование
от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова,
как, например, от "грамматики" - "грамматик", от "мужества" -
"мужественный". {2}



ГЛАВА ВТОРАЯ [Сказываемое о предмете и находящееся в предмете]




Из того, что говорится, одно говорится в связи , другое - без связи.
Одно в связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без
связи, например: "человек", "бык", "бежит", "побеждает".

Из существующего, одно говорится о каком-нибудь подлежащем, но не
находится ни в каком подлежащем, например человек; о подлежащем - отдельном
человеке говорится как о человеке, но человек не находится ни в каком
подлежащем; другое находится в подлежащем, но не говорится о каком то
подлежащем (я называю находящимся в подлежащем то, что, не будучи частью, не
может существовать отдельно от того, в чем оно находится); например,
определенное умение читать и писать находится в подлежащем - в душе, но ни о
каком подлежащем не говорится как об определенном умении читать и писать. И
определенное белое находится в подлежащем - в теле (ибо всякий цвет - в
теле), но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном белом. А
иное и говорится о подлежащем, и находится в подлежащем, как, например,
знание находится в подлежащем - в душе - и о подлежащем - умении читать и
писать - говорится как о знании.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
 
Сайт создан в системе uCoz