|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 18 |
Но если возможно учить
добродетели и развивать ее, неужели эти люди начнут учить своих сыновей лишь тем
вещам, неведение которых не карается смертной казнью, между тем как их детям,
если они не научены добродетели и не воспитаны в ней, угрожает смерть, с
изгнание и, кроме того, потеря имущества - словом, полное разорение дома? Неужто
же они не станут учить их этому со всей возможной заботливостью? Надо полагать,
что станут, Сократ.
Пока родители живы, они с малолетства учат и вразумляют своих детей и делают это
до самой своей смерти. Чуть только ребенок начинает понимать слова, и кормилица,
и мать, и наставник, и отец бьются а над тем, чтобы он стал как можно лучше, уча
его и показывая ему при всяком деле и слове, что справедливо, а что
несправедливо, что прекрасно, а что гадко, что благочестиво, а что нечестиво,
что можно делать, а чего нельзя. И хорошо, если ребенок добровольно слушается;
если же нет, то его, словно кривое, согнувшееся деревцо, выпрямляют угрозами и
побоями.
А потом, когда посылают детей к учителям, велят учителю гораздо больше
заботиться о благонравии детей, чем о грамоте и игре на кифаре. Учители об этом
и заботятся; когда дети усвоили буквы и могут понимать написанное, как до той
поры понимали с голоса, они ставят перед ними творения хороших поэтов, чтобы те
их читали, и заставляют детей заучивать их - а там много наставлений и
поучительных рассказов, содержащих похвалы и прославления древних доблестных
мужей, - и ребенок, соревнуясь, подражает этим мужам и стремится на них
походить.
И кифаристы, со своей стороны, заботятся об их рассудительности и о том, чтобы
молодежь не бесчинствовала; к тому же, когда те научатся играть на кифаре, они
учат их творениям хороших поэтов-песнотворцев, согласуя слова с ладом кифары, и
заставляют души мальчиков свыкаться с гармонией и ритмом, чтобы они стали более
чуткими, соразмерными, гармоничными, чтобы были пригодны для речей и для
деятельности: ведь вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии.
Кроме того, посылают мальчиков к учителю гимнастики, чтобы крепость тела
содействовала правильному мышлению и не приходилось бы из-за телесных
недостатков робеть на войне и в прочих делах.
Так поступают особенно те, у кого больше возможностей, а больше возможностей у
тех, кто богаче. Их сыновья, начав ходить к учителям с самого раннего возраста,
позже всех перестают учиться. После того как. они перестают ходить к учителям,
государство в свою очередь заставляет их изучать законы и жить сообразно с
предписаниями этих законов, чтобы не действовать произвольно и наудачу. Подобно
тому как учители грамоты сперва намечают грифелем буквы и лишь тогда дают писчую
дощечку детям, еще не искусным в письме, заставляя их обводить эти буквы, точно
так же и государство, начертав законы - изобретение славных древних
законодателей, - сообразно им заставляет и повелевать, и повиноваться. А
преступающего законы государство наказывает, и название этому наказанию и у вас,
и во многих других местах - исправление, потому что возмездие исправляет.
|
|