|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 378 |
Составившееся таким образом тело имело очертания куба,
наделенного шестью квадратными плоскими гранями. В запасе оставалось еще пятое
многогранное построение, его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в
качестве образца. Если бы теперь кто-нибудь, тщательно обдумывая все сказанное,
задался вопросом, следует ли допустить бесчисленные космосы или ограниченное их
число, ему пришлось бы заключить, что вывод относительно неограниченности этого
числа позволительно делать разве что ii тому, кто сам очень ограничен, и притом
в вопросах, которые следовало бы знать. Если, однако, поставить иной вопрос -
существует ли один космос или их на самом деле пять, то здесь, естественно,
причин для затруднения было бы куда больше. Что касается нас, то мы, согласно
правдоподобным словам и указаниям бога, утверждаем, что существует один космос;
но другой, взглянув на вещи иначе, составит себе, пожалуй, иное мнение. Как бы
то ни было, оставим этот вопрос и начнем разделять роды, только что рожденные в
нашем слове, на огонь, землю, воду и воздух. Земле мы, конечно, припишем вид
куба, ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна о к образованию
тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания.
Между тем не только из наших исходных треугольников равнобедренный, если взять
его как основание, по природе устойчивее неравностороннего, но и образующийся из
сложения двух равнобедренных треугольников квадрат с необходимостью более
устойчив, нежели равносторонний треугольник, причем соотношение это сохраняет
силу как для частей, так и для целого. Значит, мы не нарушим правдоподобия, если
назначим этот удел земле, а равно и в том случае, если наименее подвижный из
остальных видов отведем воде, наиболее подвижный - огню, а средний - воздуху;
далее, наименьшее тело - огню, наибольшее - воде, а среднее - воздуху, и,
наконец, самое остроугольное тело - огню, следующее за ним - воздуху, а третье -
воде. Но из всех вышеназванных тел наиболее подвижно по природе своей и по
необходимости то, у которого наименьшее число оснований, ибо оно со всех сторон
имеет наиболее режущие грани и колющие углы, а к тому же оно и самое легкое,
коль скоро в его состав входит наименьшее число исходных частей. То тело,
которое обладает такими же свойствами, но второго порядка, и место займет
второе, а то, которое обладает третьим порядком этих свойств,- третье. Пусть же
объемный образ пирамиды и будет, в согласии со справедливым рассуждением и с
правдоподобием, первоначалом и семенем огня; второе по рождению тело мы назовем
воздухом, третье же - водой. Но при этом мы должны представить себе, что все эти
[тела] до такой степени малы, что единичное [тело] с каждого из перечисленных
родов по причине своей малости для нас невидимо, и лишь складывающиеся из их
множеств массы бросаются нам в глаза. Что же касается их количественных
соотношений, их движений и вообще их сил, то бог привел все это в правильную
соразмерность, упорядочивая все тщательно и пропорционально, насколько это
допускала позволившая себя переубедить природа необходимости.
|
|