|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 391 |
И вот бог,
вознамерясь найти на него управу, построил вид печени и водворил в логово к
зверю, постаравшись, чтобы печень вышла плотной, гладкой, лоснящейся и на вкус
сладкой, однако не без горечи.
Цель бога состояла в том, чтобы исходящее из ума мыслительное воздействие
оказалось отражено печенью, словно зеркалом, которое улавливает впечатления и
являет взору призраки, и таким образом на зверя находил бы страх, когда это
воздействие дойдет до него с суровыми угрозами и прибегнет к горькой части,
стремительно разливая ее по всей печени, вызывая появление желчного оттенка и
заставляя печень всю сморщиться и отвердеть; вдобавок это воздействие выводит
всю долю печени из прямого положения, искривляет и гнет ее, зажимает ее сосуды и
сдавливает воротную вену, что приводит к болям и тошноте. Когда же, напротив, от
мыслящей части души повеет дыханием кротости, которое вызовет к жизни видения
совсем иного рода, это дыхание не только не взволнует горькой части печени, но и
не прикоснется к этой противоположной себе природе; напротив, оно прибегнет к
прирожденному печени свойству сладости, дабы распрямить, разгладить и
высвободить все ее части. Благодаря этому обитающая в области печени часть души
должна стать просветленной и радостной, ночью же вести себя спокойно, предаваясь
пророческим снам, коль скоро она ужо непричастна рассудку и мышлению. Ведь боги,
построившие нас, помнили о заповеди своего отца, которая повелевала создать
человеческий род настолько совершенным, насколько это возможно; во исполнение
этого они постарались приобщить к истине даже низменную часть нашего существа и
потому учредили в ней прорицалище. То, что бог уделил пророческий дар
человеческому умопомрачению, может быть бесспорно доказано: никто, находясь в
своем уме, не бывает причастен боговдохновенному и истинному пророчеству, но
лишь тогда, когда мыслительная способность связана сном, недугом либо неким
приступом одержимости. Напротив, дело неповрежденного в уме человека -
припомнить и восстановить то, что изрекла во сне либо наяву эта пророческая и
вдохновленная природа, расчленить все видения с помощью мысли и уразуметь, что
же они знаменуют - зло или добро - и относятся ли они к будущим, к минувшим или
к настоящим временам. Не тому же, кто обезумел и еще пребывает в безумии, судить
о собственных видениях и речениях! Правду говорит старая пословица, что лишь
рассудительный в силах понять сам себя и то, что он делает. Отсюда и возник
обычай, чтобы обо всех боговдохновенных прорицаниях изрекало свой суд
приставленное к тому племя истолкователей; правда, их и самих подчас называют
пророками, но только по неведению, ибо они лишь разгадывают таинственные речения
и видения, а потому должны быть по всей справедливости названы никак не
пророками, но толкователями при тех, кто прорицает. Таковы причины, по которым
печень получила вышеописанное устройство и местоположение; целью было
пророчество. И в самом деле, покуда тело живет, печень дает весьма внятные
знамения, с уходом же жизни она становится слепой, и тогда ее вещания слишком
туманны, чтобы заключать в себе ясный смысл.
|
|