|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 406 |
Правда, у того, кто погряз в вожделениях или тщеславии и самозабвенно им служит,
все мысли могут быть только смертными, и он не упустит случая, чтобы стать,
насколько это возможно, еще более смертным и приумножить в себе смертное начало.
Но если человек отдается любви к учению, стремится к истинно разумному и
упражняет соответствующую способность души преимущественно перед всеми прочими,
он, прикоснувшись к истине, обретает бессмертные и божественные мысли, а значит,
обладает бессмертием в такой полноте, в какой его может вместить человеческая
природа; поскольку же он неизменно в себе самом пестует божественное начало и
должным образом ублажает сопутствующего ему демона, сам он не может не быть в
высшей степени блаженным.
Вообще говоря, есть только один способ пестовать что бы то ни было - нужно
доставлять этому именно то питание и то движение, которые ему подобают. Между
тем если есть движения, обнаруживающие сродство с божественным началом внутри
нас, то это мыслительные круговращения Вселенной; им и должен следовать каждый
из нас, дабы через усмотрение гармоний и круговоротов мира исправить круговороты
в собственной голове, нарушенные уже при рождении, иначе говоря, добиться, чтобы
созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому,
и таким образом стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как
цель на эти и будущие времена.
Вот мы, кажется, и покончили с той задачей, которую взяли на себя в самом
начале: довести рассказ о Вселенной до возникновения человека. Что касается
вопроса о том, как возникли прочие живые существа, его можно рассмотреть
вкратце, не вдаваясь без особой нужды в многословие, чтобы сохранить в этих
наших речах должную меру. Вот что скажем мы об этом: среди произошедших на свет
мужей были и такие, которые оказывались трусами или проводили свою жизнь в
неправде, и мы не отступим от правдоподобия, если предположим, что они при
следующем рождении сменили свою природу на женскую, между тем как боги,
воспользовавшись этим, Как раз тогда создали влекущий к соитию эрос и образовали
по одному одушевленному существу внутри наших и женских [тел], построив каждое
из них следующим образом. В том месте, где проток для выпитой влаги, миновав
легкие, подходит пониже почек к мочевому пузырю, чтобы извергнуть оттуда под
напором воздушного давления воспринятое, они открыли вывод для спинного мозга,
который непрерывно тянется от головы через шею вдоль позвоночного столба и
который мы ранее нарекли семенем. Поскольку же мозг этот одушевлен, он, получив
себе выход, не преминул возжечь в области своего выхода животворную жажду
излияний, породив таким образом детородный эрос. Вот почему природа срамных
частей мука строптива и своевольна, словно зверь, неподвластный рассудку, и под
стрекалом непереносимого вожделения способна на все.
Подобным же образом и у женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой,
есть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного
вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит
в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине
вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока
наконец женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как
бы урожай с деревьев, чтобы засеять пашню утробы посевом живых существ, которые
по малости своей пока невидимы и бесформенны, однако затем обретают расчлененный
вид, вскармливаются в чреве матери до изрядной величины и после того выходят на
свет, чем и завершается рождение живого существа.
|
|