|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 187 |
Если же кто ухватится за само
основание, ты не обращай на это внимания и не торопись с ответом, пока не исследуешь
вытекающие из него следствия и не определишь, в лад или не в лад друг другу они звучат.
А когда потребуется оправдать само основание, ты сделаешь это точно таким же образом
- положишь в основу другое, лучшее в сравнении с первым, как тебе покажется, и так до
{38}
тех пор, пока не достигнешь удовлетворительного результата. Но ты не станешь все валить
в одну кучу, рассуждая разом и об исходном понятии, и о его следствиях, как делают
завзятые спорщики: ведь ты хочешь найти подлинное бытие, а среди них, пожалуй, ни у
кого нет об этом ни речи, ни заботы. Своею премудростью они способны все перепутать и
замутить, но при этом остаются вполне собою довольны. Ты, однако ж, философ и потому,
я надеюсь, поступишь так, как я сказал.
- Ты совершенно прав, - в один голос откликнулись Симмий и Кебет.
Эхекрат. Клянусь Зевсом, Федон, иначе и быть не могло! Мне кажется, Сократ говорил
изумительно ясно, так что впору понять и слабому уму.
Федон. Верно, Эхекрат, все, кто был тогда подле него, так и решили.
Эхекрат. Вот и мы тоже, хоть нас там и не было, и мы лишь сейчас это слышим. А о чем
шла беседа после этого?
Федон. Помнится, когда Симмий и Кебет с ним согласились и признали, что каждая из
идей существует и что вещи в силу причастности к ним получают их имена, после этого
Сократ спросил:
- Если так, то, говоря, что Симмий больше Сократа и меньше Федона, ты утверждаешь,
что в Симмий есть и большое и малое само по себе разом. Верно?
- Верно.
- Но ты, конечно, согласен со мною, что выражение "Симмий выше Сократа" полностью
истине не соответствует? Ведь Симмий выше не потому, что он Симмий, не по природе
своей, но через то большое, которое в нем есть. И выше Сократа он не потому, что Сократ
- это Сократ, а потому, что Сократ причастен малому - сравнительно с большим,
которому причастен Симмий.
- Правильно.
- И ниже Федона он не потому, что Федон - это Федон, а потому, что причастен малому
сравнительно с большим, которому причастен Федон?
- Да, это так.
- Выходит, что Симмия можно называть разом и маленьким, и большим по сравнению с
двумя другими: рядом с великостью одного он ставит свою малость, а над малостью
второго воздвигает собственную великость.
Тут Сократ улыбнулся и заметил:
- Видно, я сейчас заговорю как по писаному. Но как бы там ни было, а говорю я, сдается
мне, дело.
Кебет подтвердил.
- Цель же моя в том, - продолжал Сократ, - чтобы ты разделил мой взгляд. Мне
кажется, не только большое никогда не согласится быть одновременно и большим и
малым, но и большое в нас никогда на допустит и не примет малого, не пожелает
оказаться меньше другого. Но в таком случае одно из двух: либо большое отступает и
бежит, когда приблизится его противник - малое, либо гибнет, когда противник
подойдет вплотную. Ведь, оставаясь на месте и принявши малое, оно сделается иным, чем
было раньше, а именно этого оно и не хочет.
|
|