|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 401 |
Но всего хуже, если из-за недостаточного или чрезмерного притока
каких-либо веществ будет поражена природа мозга; из этого проистекают тяжелейшие
заболевания, самым верным путем ведущие к смерти, ибо тут уже все совокупное
строение тела обречено перерождаться. Для третьего рода недугов должно
предположить троякое происхождение: либо от дыхания, либо от флегмы, либо от
желчи. Так, когда легкое, являющее собою как бы распределителя дыхания в теле,
засоряется истекающими мокротами и потому не может дать воздуху свободных
проходов, дыхание до одних мест вообще не доходит, а к другим приходит в
избытке; и вот в первом случае неохлаждаемые части загнивают, между тем как во
втором дыхание насильственно прорывается сквозь жилы, искривляет их, разлагает
тело и застревает в его середине, у грудобрюшной преграды.
Из этого возникает множество мучительных недугов, чаще всего сопровождающихся
обильным потом. Весьма часто также воздух возникает внутри тела от разложения
плоти; не находя пути наружу, оно доставляет такие же муки, как и воздух,
вошедший извне с дыханием. Эти муки бывают особенно сильны, когда воздух,
скопляясь и разбухая возле сухожилий и окружающих жилок, принуждает суставные
связки и прилежащие к ним сухожилия сгибаться в противоположном направлении. От
такого судорожного натяжения эти недуги и получили свои имена: "тетан" и
"опистотон". Лечить их трудно, чаще всего они проходят под действием лихорадки.
Что касается белой флегмы, то содержащийся в ее в:, пузырьках воздух опасен,
когда она заперта внутри тела; отыскав сквозь отдушины путь наружу, она
становится безвредней, но разукрашивает тело белыми лишаями и другими подобными
недугами. Порой она смешивается с черной желчью и тогда тревожит своими
вторжениями самое божественное, что мы имеем,- круговращения, происходящие в
нашей голове; если такой припадок схватывает во сне, он еще не так страшен, но
вот если он нападает на бодрствующего, бороться с ним куда тяжелее. Поскольку
природа поражаемой им части священна, он по справедливости именуется священной
болезнью. Едкая и соленая флегмы являют собою источник всех недугов катарального
свойства; от множества различных мест, куда может устремиться истечение, недуги
эти получили много разных имен. Напротив, так называемые воспаления различных
частей тела, именуемые так от горения и опаливания, все обязаны своим
возникновением желчи. Если желчь обретает через отдушины тела путь наружу, она в
своем с кипении порождает всевозможные нарывы; заключенная внутри, она
производит множество воспалительных недугов, и притом самый тяжелый из них
тогда, когда примешивается к чистой крови и нарушает правильное соотношение
кровяных волокон. Эти волокна рассеяны по крови для того, чтобы поддерживать
равновесие между разреженностью и плотностью: кровь не должна ни разжижаться от
горячего настолько, чтобы просочиться через вены, ни сгущаться сверх должного и
этим мешать собственному бегу по жилам. К тому, чтобы блюсти эту меру, волокна
предназначены уже самым своим рождением.
|
|