|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 154 |
Сам же я даром воображения не владею, вот я и взял то, что было мне всего
доступнее, - Эзоповы басни. Я знал их наизусть и первые же какие пришли мне на
память, переложил стихами. Так все и объясни Евену, Кебет, а еще скажи ему от меня
"прощай" и прибавь, чтобы как можно скорее следовал за мною, если он человек
здравомыслящий. Я-то видимо, сегодня отхожу - так велят афиняне.
Тут вмешался Симмий:
- Да как же убедить в этом Евена, Сократ? Мне много раз приходилось с ним встречаться,
и, насколько я знаю этого человека, ни за что он не послушается твоего совета по доброй
воле.
{4}
- Почему же? Разве Евен не философ?
- По-моему, философ, - отвечал Симмий.
- Тогда он согласится со мною - и он, и всякий другой, кто относится к философии так,
как она того требует и заслуживает. Правда, руки на себя он, вероятно, не наложит: это
считается недозволенным.
С этими словами Сократ спустил ноги на пол и так сидел уже до конца беседы.
Кебет спросил его:
- Как это ты говоришь, Сократ: налагать на себя руки не дозволено, и все-таки философ
соглашается отправиться следом за умирающим?
- Ну и что же, Кебет? Неужели вы - ты и Симмий - не слышали обо всем этом от
Филолая?
- Нет. По крайней мере, ничего ясного, Сократ.
- Правда, я и сам говорю с чужих слов, однако же охотно повторю то, что мне случалось
слышать. Да, пожалуй, оно и всего уместнее для человека, которому . предстоит
переселиться в иные края, - размышлять о своем переселении и пересказывать предания
о том, что ждет его в конце путешествия. В самом деле, как еще скоротать время до заката?
- Так почему же все-таки, Сократ, считается, что убить самого себя непозволительно?
Сказать по правде, я уже слышал и от Филолая, когда он жил у нас, - я возвращаюсь к
твоему вопросу, - и от других, что этого делать нельзя. Но ничего ясного я никогда ни от
кого не слыхал.
- Не надо падать духом, - сказал Сократ, - возможно, ты еще услышишь. Но пожалуй,
ты будешь изумлен, что среди всего прочего лишь это одно так просто и не терпит никаких
исключений, как бывает во всех остальных случаях. Бесспорно, есть люди, которым лучше
умереть, чем жить, и, размышляя о них - о тех, кому лучше умереть, - ты будешь
озадачен, почему считается нечестивым, если такие люди сами окажут себе благодеяние,
почему они обязаны ждать, пока их облагодетельствует кто-то другой.
Кебет слегка улыбнулся и отвечал:
- Зевс свидетель - верно!
Эти слова он произнес на своем наречии.
- Конечно, это может показаться бессмысленным, - продолжал Сократ, - но, на мой
взгляд, свой смысл здесь есть. Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как
бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать, -
величественное, на мой взгляд, учение и очень глубокое. И вот что еще, Кебет, хорошо
сказано, по-моему: о нас пекутся и заботятся боги, и потому мы, люди, - часть
божественного достояния. Согласен ты с этим или нет?
- Согласен, - отвечал Кебет.
|
|