|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 370 |
Дело в том, что внутри нас обитает особенно чистый огонь, родственный свету дня,
его-то они заставили ровным и плотным потоком изливаться через глаза; при этом
они уплотнили как следует глазную ткань, но особенно в середине, с чтобы она не
пропускала ничего более грубого, а только этот чистый огонь. И вот когда
полуденный свет обволакивает это зрительное истечение и подобное устремляется к
подобному, они сливаются, образуя единое и однородное тело в прямом направлении
от глаз, и притом в месте, где огонь, устремляющийся изнутри, сталкивается с
внешним потоком света. А поскольку это тело благодаря своей однородности
претерпевает все, что с ним ни случится, однородно, то стоит ему коснуться а
чего-либо или, наоборот, испытать какое-либо прикосновение, и движения эти
передаются уже ему всему, доходя до души: отсюда возникает тот вид ощущения,
который мы именуем зрением. Когда же ночь скроет родственный ему огонь дня,
внутренний огонь как бы отсекается: наталкиваясь на то, что ему не подобно, он
терпит изменения и гаснет, ибо не может слиться с близлежащим воздухом, не
имеющим в себе огня. Зрение бездействует и тем самым наводит сон. Дело в том,
что, когда мы при помощи устроенных богами природных укрытий для глаз, то есть
век, запираем внутри себя силу огня, последняя рассеивает и уравновешивает
внутренние движения, отчего приходит покой. Если покой достаточно глубок, то сон
почти не нарушается грезами, но если внутри остались еще сильные движения, то
они сообразно своей природе и месту порождают соответствующие по свойствам и
числу изображения, отражающиеся внутри нас и вспоминающиеся после пробуждения
как совершившееся вне нас. Теперь не составит труда уразуметь и то, как
рождаются образы на глади зеркал .и других блестящих предметов. Ведь если
внутренний и внешний огонь вступают в общение и сливаются воедино возле
зеркальной глади, многообразно перестраиваясь, то отражение по необходимости
возникнет, как только огонь, исходящий от лица, сольется возле гладкого и
блестящего предмета с огнем зрения. При этом левое будет казаться правым, ибо
каждая часть зрительного потока соприкоснется не с той частью [встречного
света], как это бывает обычно, а с противоположной.
Однако стоит только свету при сопряжении с другим светом повернуть в
противоположную сторону, и правой будет казаться правым, а левое - левым. Именно
так происходит, если гладкая поверхность вогнутого зеркала направляет с свет,
идущий справа, в левую сторону глаза, и наоборот. Если же такое зеркало
повернуть в направлении длины лица, почудится, будто человек опрокинут вниз
головой, ибо оно будет опять-таки отбрасывать свет снизу к верхней части
зрительного луча, а сверху - к нижней Все это принадлежит к разряду
вспомогательных причин, которыми бог пользуется как средством, дабы в меру
возможности осуществить идею высшего совершенства. Однако большинству людей
кажется, будто это не вспомогательные, но основные причины всего, коль скоро они
производят охлаждение и нагревание, сгущение и разрежение и так далее.
|
|