|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 395 |
Когда Устроитель делал нашу голову такой
косматой, он руководствовался названными причинами, и умысел его состоял в том,
чтобы это а был легкий покров мозга взамен плоти, затеняющий его летом и
утепляющий зимой, но при .этом не служил бы помехой его чувствительности. Что
касается переплетения сухожилий, кожи и кости на концах пальцев, то там, когда
все было перемешано, а смесь высушена, родилась жесткая кожа.
Таковы были вспомогательные причины, участвовавшие в ее создании, но самой
подлинной из причин была забота о существах, имеющих возникнуть в будущем. Те,
кто устроил нас, ведали, что некогда от мужчин народятся женщины, а также и
звери и что многие твари по многим в причинам ощутят нужду в употреблении
ногтей; вот почему уже при самом рождении человечества они наметили их зачатки.
Таковы, стало быть, те соображения и замыслы, которыми руководились боги, когда
создавали кожу, волосы и ногти на оконечностях членов. Теперь все части и члены
смертного живого существа срослись в единое целое, которому, однако, по
необходимости предстояло жить среди огня и воздуха, а значит, терпеть от них
распад и опустошение и потому погибнуть. Но боги пришли ему на помощь: они
произрастили некую природу, родственную человеческой, но составленную из иных
видов и ощущений и потому являющую собой иной род существ; это были те самые
деревья, травы и вообще растения, которые ныне-облагорожены трудами земледельцев
и служат нашей пользе, но изначально существовали только в виде диких пород,
более древних, чем ухоженные. Все, что причастно жизни, по всей справедливости и
правде может быть названо живым существом; так, и предмет этого нашего
рассуждения причастен третьему виду души, который, согласно сказанному прежде,
водворен между грудобрюшной преградой и пупом и притом не имеет в себе ни
мнения, ни рассудка, ни ума, а только ощущение удовольствия и боли, а также
вожделения.
В самом деле, растение проходит свой жизненный путь чисто страдательным образом,
оно движется лишь в самом себе и в отношении себя и противостоит воздействию
внешнего движения, пользуясь собственным, так что оно не видит и не понимает
своего состояния и природы. Поэтому, безусловно, оно живет и являет собой не что
иное, как живое существо, однако прикреплено к своему месту и укоренено в нем,
ибо способности двигаться [вовне] своей силой ему не дано. Итак, все эти породы
растительного царства произрастили они, мощные, нам, менее сильным, для
пропитания. Затем они же прорубили в самом нашем теле протоки, как прорубают в
саду водоотводные канавы, дабы оно орошалось притоком влаги.
Прежде всего они провели два скрытых протека между кожей и сросшейся с нею
плотью - две спинные жилы, соответствующие делению тела на правую и левую
стороны; эти жилы они направили вниз по обе стороны от позвоночного столба,
заключив между ними детородный мозг так, чтобы и он поддерживался в самом
цветущем состоянии, и другие части получали равномерный приток легко
разливающейся книзу крови. После этого они разделили жилы в области головы и
переплели их таким образом, чтобы концы жил пересекали друг друга в
противоположных направлениях; те, которые шли от правой стороны тела, они
направили к левой, а те, которые шли от левой,- соответственно к правой.
|
|