|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 95 |
А поскольку они видели, что
все это всегда бежит, совершая круговорот, то от этой-то природы бега им и дали
имя богов . Позднее же, когда они узнали всех других богов, они стали их
величать уже этим готовым именем. Ну как? Похоже на правду то, что я говорю? Или
нисколько?
Гермоген. Очень похоже, я бы сказал.
Сократ. Тогда что бы нам рассмотреть после этого? Демонов, героев и людей?
Гермоген. Конечно, сначала демонов.
Сократ. А в самом деле, Гермоген, что может означать имя "демон"? Смотри, дело
ли я говорю.
Гермоген. Говори, говори только.
Сократ. Ты знаешь, о каких демонах рассказывает Гесиод?
Гермоген. Не вспомню.
Сократ. И не знаешь, что он говорит, будто первое поколение людей было золотым?
Гермоген. А, это я знаю.
Сократ. Так вот как он об этом говорит:
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют.
Гермоген. Так что из этого следует?
Сократ. А то, я думаю, что не потому он говорит о золотом роде, что род этот был
из золота, но потому, что это был достойный и славный род. А доказывается это
тем, что нас он называет родом железным.
Гермоген. Это правда.
Сократ. Как ты думаешь, если бы кто-нибудь из нынешних оказался человеком
достойным, он и его бы причислил к тому золотому роду?
Гермоген. Пожалуй.
Сократ. А достойные люди одновременно ведь и разумны?
Гермоген. Разумны.
Сократ. Так вот, по-моему, это он и подразумевает скорее всего, говоря о
демонах. Дело в том, что они были разумны и все было им ведомо, за что он и
назвал их "ведемонами". В нашем древнем языке именно такое значение было у этого
слова. Поэтому прекрасно говорит и Гесиод, да и другие поэты, что достойному
человеку после смерти выпадает великая доля и честь и он становится демоном,
заслужив это имя своей разумностью. Вот и я поэтому всякого человека, если он
человек достойный, и при жизни и по смерти приравниваю к этим божествам и
считаю, что ему правильно называться демоном.
Гермоген. Мне кажется, Сократ, здесь я с тобою вполне согласен. А вот "герой" -
что это будет такое?
Сократ. Понять это нетрудно. Ведь имя это изменилось не сильно и ясно
обнаруживает происхождение от "Эрота".
Гермоген. Как это?
Сократ. А разве ты не знаешь, что герои - полубоги?
Гермоген. Ну так что же?
Сократ. Да ведь все они произошли либо от бога, влюбленного в смертную, либо от
смертного и богини. Так что если и на это имя ты посмотришь с точки зрения
древнего аттического наречия, то скорее сможешь его понять. Ты обнаружишь, что
прелесть этого слова в небольшом отклонении от имени Эрота, благодаря которому и
родились герои. И либо поэтому герои так называются, либо потому что они были
мудрецами и искусными риторами, а к тому же еще и диалектиками, умевшими ловко
ставить вопросы, а это выражается глаголом "говорить". Таким образом, как мы
только что сказали , те, кого на аттическом наречии называют героями, были
своего рода риторы, искусные в спорах, так что род риторов и софистов
оказывается героическим племенем.
|
|