|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 398 |
При этом неразумные получают удовольствие, а разумные светлую радость
от того, что и смертные движения через подражание причастны божественной
гармонии.
Подобным образом следует объяснять также все, что случается при струении вод и
падении молний, а равно и пресловутое притяжение, будто бы исходящее от янтарей
и гераклейских камней . На деле ничто не обладает притяжением, но по причине
отсутствия пустоты все вещи передают друг другу круговой толчок, то разделяясь
при этом, то сплачиваясь и постоянно меняясь местами; в переплетениях всех этих
состояний истинному исследователю природы и откроются причины всего чудесного.
Ведь и дыхание, с которого у нас началась речь, совершается, как уже было
сказано, таким же образом и в силу тех же причин: огонь рассекает пищу, следует
за дыханием внутрь тела; при этом своем следовании он наполняет жилы, черпая для
этого из брюшной полости вещества, им же разложенные, и таким образом у любого
живого существа происходит обильное орошение питательной влагой. Поскольку же
эти вещества только что претерпели рассечение и притом сродны нам, ибо взяты от
плодов и зелени, произращенных богом нам в пищу, они принимают от перемешивания
всевозможные " цвета, но безусловно преобладающим оказывается красный цвет,
обязанный своим возникновением секущему действию огня, запечатленному и на
жидкости.
Отсюда цвет струящейся по телу влаги таков, как мы только что сказали, а влагу
эту мы зовем кровью, и от нее плоть и все тело получают свое пропитание, причем
всякая истощившаяся часть восполняет свою убыль из орошенных частей. Способ,
которым осуществляет себя это восполнение и опустошение, соответствует общему
движению во Вселенной, где все движется по направлению к тому, что ему
родственно. В самом деле, вещества, окружающие наше тело, непрестанно разлагают
его и распределяют разложившееся таким образом, что каждая частица отходит к
родственному виду; с другой стороны, составные части крови, которые претерпели в
нашем нутре дробление и теперь замкнуты в теле любого существа как в своем
собственном небе, принуждены подражать вселенскому движению: каждая отделившаяся
внутри тела частица устремляется к тому, что ей сродно, и заново восполняет
образовавшуюся пустоту. Если отток частиц превышает приток, любое существо
хиреет, в противном случае оно набирает силы.
Соответственно когда строение всего существа еще юно и треугольники составляющих
его родов новенькие, словно только из мастерской, связь членов обнаруживает
большую прочность, в то время как все тело в целом с нежное, ведь оно недавно
родилось из мозга и было вскормлено молоком. Когда это тело принимает в себя
входящие извне треугольники, из которых состоят еда и питье, то его собственные
треугольники оказываются свежее и сильнее появившихся, а потому одолевают и
рассекают их, благодаря чему живое существо увеличивается от изобилия частиц,
подобных его собственным. Но стоит корням треугольников расслабиться от
нескончаемой и многолетней борьбы с неисчислимыми противниками, как тело уже не
способно рассекать треугольники пищи, доводя их до подобия своим собственным;
напротив, последние сами легко дробятся под напором пришлых.
|
|