|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 382 |
Первый из них имеет свойство разогревать душу и вместе с ней тело: он наречен
вином. Второй - гладкий и вызывает рассеивание зрительного огня, а потому явлен
глазу прозрачным, блестящим и лоснящимся, это вид подобных елею масел; к нему
относятся смола, касторовое масло, а также сам елей и то, что имеет его
свойства. Третий обладает способностью расширять суженные поры рта до их
естественного состояния, вызывая этим ощущение сладости: он получил родовое
наименование меда. Наконец, четвертый имеет силу разлагать плоть жжением и
пениться; он отличается от прочих соков и назван щелочью. Что касается видов
земли, тот из них, который пропитан водой, претворяется в каменистое тело, и
притом вот каким образом. Примешавшаяся вода как раз по причине смешения
дробится и принимает вид воздуха, а став воздухом, отходит в отведенное ей
место. Но вокруг нет пустого пространства, значит, вновь возникший воздух
оказывает давление на окружающий. Последний под действием давления тяжело
налегает отовсюду на толщу земли, сильно сжимает ее и вдавливает в те помещения,
которые только что были покинуты вновь образовавшимся воздухом. Когда земля
сдавлена воздухом до такой степени, что уже не может быть разрушена водой, она
уплотняется в камень, красивая разновидность которого состоит из равных и
однородных частиц и потому прозрачна, а некрасивая отличается противоположными
свойствами. Далее, та разновидность земли, которая стремительным действием огня
избавлена от влаги и потому еще суше, чем вышеназванная, наречена горшечной
глиной; однако подчас немного влаги все же остается, и тогда рождается земля,
расплавленная огнем, которая по охлаждении превращается в особый камень с черной
окраской.
Есть еще две разновидности, из которых точно таким же образом удалена большая
часть примешанной воды, однако частицы земли в их составе тоньше; обе они
отличаются соленым вкусом и затвердели лишь наполовину, так что вода снова может
их разрушить. Первая разновидность пригодна, чтобы отчищать масляные и земляные
пятна; это щелок. Вторая же разновидность весьма хорошо включается во вкусовые
ощущения рта и представляет собой соль; это любезное богам тело, как именуют ее
по обычаю. То, что состоит из соединения обеих последних разновидностей, может
быть разрушено огнем, но не водой, а основывается эта связь вот на чем: прежде
всего земляные толщи не расторжимы ни для огня, ни для воздуха, ибо частицы
последних меньше, нежели пустоты в этой толще, так что они могут свободно
проходить насквозь, не прибегая к насилию, и по этой причине не разлагают и не
разрушают землю. Но частицы воды крупнее, а значит, они прокладывают себе дорогу
насилием, рушат землю и разлагают ее.
Поэтому земля, если она не подвергнута насильственному сжатию, может быть
разрушена только водой, а если подвергнута - только огнем, ибо тогда в нее не
остается доступа ни для чего, кроме огня. Воду же, если она с особой силой
уплотнена, может разрушить один лишь огонь, но если уплотнена слабее, то оба
рода - как огонь, так и воздух; при этом воздух вторгается в пустоты, а огонь
также и в треугольники.
|
|