|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 101 |
Все это, по
словам тонких знатоков астрономии и музыки, вращается вместе в некоей гармонии,
а бог этот надзирает за гармонией, осуществляя всеобщее вращение и у богов, и у
людей. И как в словах "спутник" и "супруга" мы присоединяли альфу в значении
"вместе", так же мы зовем и этого бога Аполлоном вместо "Однополона", прибавляя
к тому же вторую ламбду, ибо иначе это имя будет звучать в точности, как
тягостное слово "губитель". Да и теперь еще многие подозревают в его имени это
значение "погибели" и боятся его из-за собственного неправильного толкования. На
самом же деле оно, как я говорил раньше, наилучшим образом охватывает все
способности этого бога - подлинность его прорицаний, постоянное метание стрел,
"выполаскивание" и способность объединять полюсы. А Музы и вообще мусические
искусства названы, видимо, этим именем от страстного стремления к философской
мудрости. Лето - за мягкость этой богини, поскольку она благоволит к мольбам
молящих. Но может быть, более верно то имя, каким зовут ее чужеземцы, ведь
многие называют ее Лефо: в этом случае, видимо, подчеркивается, что нрав ее не
колюч, но кроток и ласков. А вот Артемида, мне кажется, названа так за
нетронутую чистоту и скромность и еще за привязанность к девичеству. А может
быть, назвавший ее так особо подчеркнул ее испытанную добродетель или то, что
она как бы этой добродетели страж. Наконец, возможно, он подчеркнул и то, что
она возненавидела в женщине пашню мужа. Либо за что-нибудь одно из этого, либо
за все вместе присвоил это имя богине присвоитель имен.
Гермоген. А что же Дионис и Афродита?
Сократ. Сын Гиппоника, ты спрашиваешь о трудных вещах! Можно строго исследовать
имена этих богов, а можно и для забавы. Так вот о строгом способе спроси
кого-нибудь другого, а познакомиться с забавным нам ничто не мешает: ведь забавы
милы и богам. Итак, Дионис как "дающий вино" ради забавы, возможно, был назван
"Дайвинисом". А самое вино за то, что оно большинство пьющих, даже и глупцов,
заставляет видеть себя умными, справедливо было бы назвать "видумно" . Ну а об
имени пенорожденной Афродиты не стоит спорить с Гесиодом, а должно согласиться,
что она так называется потому, что была рождена из пены.
Гермоген. Однако не забудь об Афине, Сократ, ведь ты афинянин, да и о Гефесте и
об Аресе.
Сократ. Да, мне это не пристало бы.
Гермоген. Конечно, нет.
Сократ. Во всяком случае, другое ее имя нетрудно объяснить, почему оно ей
присвоено.
Гермоген. Какое?
Сократ. Да ведь иногда ее называют еще Палладой.
Гермоген. Конечно, как же иначе!
Сократ. Так вот, я думаю, правильно было бы считать, что это имя ей дано от
"пляски с копьем и в латах". Ведь когда кто-то либо сам воспаряет над землей,
либо что-то подбрасывает руками, то мы называем это одним и тем же словом, не
различая, сам он прыгает или что-то подкидывает.
Гермоген. Да, это верно.
Сократ. Так что "Паллада" - отсюда.
Гермоген. Да, это правильно. Однако о первом ее имени что ты скажешь?
Сократ. Об имени Афина?
Гермоген. Да.
|
|