|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 218 |
По доброй воле она никогда от него не откажется, ее
красавец для нее дороже всех; тут забывают и о матерях, и о братьях, и о всех
приятелях, и потеря - по нерадению - состояния ей также нипочем. Презрев все
обычаи и приличия, соблюдением которых щеголяла прежде, она готова рабски
служить своему желанному и валяться где попало, лишь бы поближе к нему - ведь
помимо благоговения перед обладателем красоты она обрела в нем единственного
исцелителя величайших страданий.
Состояние, о котором у меня речь, прекрасный мой мальчик, люди зовут Эротом, а
боги - ты, наверное, улыбнешься новизне прозвания: думаю, это кто-то из
гомеридов приводит из отвергаемых песен два стиха об Эроте, причем один из них
очень дерзкий и не слишком складный; поют же их так:
Смертные все прозвали его Эротом крылатым,
Боги ж - Птеротом, за то, что расти заставляет он крылья .
Этому можно верить, можно и не верить. Как бы то ни с было, но причина такого
состояния влюбленных именно в этом.
Если Эротом охвачен кто-нибудь из спутников Зевса, он в силах нести и более
тяжелое бремя этого тезки крыла. Служители же Арея, вместе с ним совершавшие
кругооборот, бывают склонны к убийству, если их одолел Эрот и они вдруг решат,
что их чем-то обижает тот, в кого они влюблены; они готовы принести в жертву и
самих себя, и своего любимца. Соответственно обстоит дело и с каждым богом: в
сонме кого кто был, тот того и почитает и по мере сил подражает ему и в своей
жизни, пока еще не испорчен и пока живет здесь в первом своем рождении, и в том,
как он ведет себя и общается со своим возлюбленным и с остальными людьми.
Каждый выбирает среди красавцев возлюбленного себе по нраву и, словно это и есть
Эрот, делает из него для себя кумира и украшает его, словно для священно
действий. Спутники Зевса ищут Зевсовой души в своем возлюбленном: они смотрят,
склонен ли он по своей природе быть философом и вождем, и, когда найдут такого,
влюбляются и делают все, чтобы он таким стал. Если раньше они этим не
занимались, то теперь они за это берутся, собирают сведения откуда только могут
и учатся сами. Они стремятся выследить и найти в самих себе природу своего бога
и добиваются успеха, так как принуждены пристально в этого бога всматриваться.
Становясь прикосновенными ему при помощи памяти, они в исступлении воспринимают
от него обычаи и нравы, насколько может человек быть причастен богу. Считая, что
всем этим они обязаны тому, в кого влюблены, они еще больше его ценят; черпая у
Зевса, словно вакханки, и изливая почерпнутое в душу любимого, они делают его
как можно более похожим на своего бога. Те же, кто следовал за Герой, ищут юношу
царственных свойств и, найдя такого, ведут себя с ним точно так же.
Спутники Аполлона и любого из богов, идя по стопам своего бога, ищут юношу с
такими же природными задатками, как у них самих, и, найдя его, убеждают его
подражать их богу, как это делают они сами. Приучая любимца к стройности и
порядку, они, насколько это кому по силам, подводят его к занятиям и к идее
своего бога.
|
|