|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 407 |
Итак, вот откуда пошли женщины и все, что принадлежит к женскому полу. Растить
на себе перья вместо волос и дать начало племени птиц пришлось мужам незлобивым,
однако легкомысленным, а именно таким, которые любили умствовать о том, что
находится над землей, но в простоте душевной полагали, будто наивысшая
достоверность в таких вопросах принадлежит зрению. А вот племя сухопутных
животных произошло из тех, кто был вовсе чужд философии и не помышлял о
небесном, поскольку утратил потребность в присущих голове круговращениях и
предоставил руководительство над собой тем частям души, которые обитают в груди.
За то, что они вели себя так, их передние конечности и головы протянулись к
сродной им земле и уперлись в нее, а череп вытянулся или исказил свой облик
каким-либо иным способом, в зависимости от того насколько совершающиеся в черепе
круговращения сплющились под действием праздности. Вот причина, почему род их
имеет по четыре ноги или даже более того: чем неразумнее существо, тем щедрее
бог давал ему опоры, ибо его сильнее тянуло к земле. Те, которые были еще
неразумнее и всем телом прямо-таки распластывались по земле, уже не имели нужды
в ногах, и потому бог породил их безногими и пресмыкающимися. Четвертый, или
водный, род существ произошел от самых скудоумных неучен, души которых были так
нечисты из-за всевозможных заблуждений, что ваятелям тел стало жалко для них
даже чистого воздуха, и потому их отправили в глубины - вдыхать мутную воду,
позабыв о тонком и чистом воздушном дыхании. Отсюда ведет начало порода рыб,
устриц и вообще всех водяных животных, глубинные жилища которых являют с собою
возмездие за глубину их невежества.
Сообразно этому все живые существа и поныне перерождаются друг в друга, меняя
облик по мере убывания или возрастания своего ума или глупости. Теперь мы
скажем, что наше рассуждение пришло к концу. Ибо, восприняв в себя смертные и
бессмертные живые существа и пополнившись ими, наш космос стал видимым живым
существом, объемлющим все видимое, чувственным богом, образом бога
умопостигаемого, величайшим и наилучшим, прекраснейшим и совершеннейшим,
единородным небом.
КРИТИЙ
Критий. Видишь ли, Тимей, тому, кто говорит с людьми о богах, легче внушить к
своим речам доверие, нежели тому, кто толкует с нами о смертных, ибо, когда
слушатели лишены в чем-то опыта и знаний, это дает тому, кто вздумает говорить
перед нами об этом, великую свободу действий. А уж каковы наши сведения о богах,
это мы и сами понимаем.
...Речи о небесных и божественных предметах мы одобряем, если они являют хоть
малейшую вероятность, речи о смертном и человеческом дотошно проверяем.
...Смертное не легко, но, наоборот, затруднительно отобразить в согласии с
вероятностью.
АЛКВИАД I
Сократ. [...] Ты утверждаешь, что тебе не нужен никто из людей: мол присущее
тебе величие - как телесное, так и душевное - таково, что ты ни в ком не
нуждаешься. Ты считаешь, что ты - первый среди людей... Мнится мне, что если
кто-нибудь из богов тебе рек: "Алкивиад, желаешь ли ты жить тем, чем жил прежде,
или предпочел бы тотчас же умереть, коль скоро не сможешь рассчитывать на
большее?" - ты избрал бы смерть.
|
|