|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 231 |
Мне кажется, ты верно
сказал. Но как и откуда можно научиться искусству подлинного и убедительного
красноречия?
Сократ. С этой возможностью, Федр, как и с возможностью стать совершенным
борцом, дело обстоит, вероятно, - а может быть, и необходимо, - так же, как и со
всем остальным: если у тебя есть природные задатки оратора, ты станешь
выдающимся оратором, приложив к этому знания и упражнения. В чем из этого у тебя
окажется недостаток, то и будет твоим слабым местом. Сколько здесь от искусства
- ясно, по-моему, из нашего рассмотрения, но это не обнаружится на том пути,
которым следуют Лисий и Фрасимах.
Федр. А на каком же?
Сократ. Видимо, друг мой, не случайно Перикл всех превзошел в красноречии.
Федр. Почему же?
Сократ. Сколько ни есть великих искусств, все они, кроме того, нуждаются в
тщательном исследовании природы вещей возвышенных. Отсюда, видимо, как-то и
проистекает высокий образ мыслей и совершенство во всем. Этим и обладает Перикл
кроме своей природной одаренности. Сблизившись с Анаксагором, человеком,
по-моему, как раз такого склада, Перикл преисполнился познания возвышенного и
постиг природу ума и мышления, о чем Анаксагор часто вел речь; отсюда Перикл из
влек пользу и для искусства красноречия.
Федр. Как ты это понимаешь?
Сократ. Пожалуй, в искусстве врачевания те же самые приемы, что и в искусстве
красноречия.
Федр. Как так?
Сократ. И тут и там нужно разбираться в природе, в одном случае - тела, в другом
- души, если ты намерен пользоваться не навыком и опытом, а искусством, применяя
в первом случае лекарства и питание для восстановления здоровья и сил, а во
втором - беседы и надлежащие занятия, чтобы привить желательное умение убеждать
и добродетель.
Федр. Наверно, это так, Сократ.
Сократ. Думаешь ли ты, что можно достойным образом постичь природу души, не
постигнув природы целого?
Федр. Если должно в чем-то верить Асклепиаду Гиппократу, то даже природу тела
нельзя постигнуть иным путем.
Сократ. Это он прекрасно говорит, друг мой. Однако кроме Гиппократа надо еще
обратиться к разуму и посмотреть, согласен ли он с Гиппократом.
Федр. Я полагаю.
Сократ. Итак, посмотри, что говорит о природе Гиппократ, а что - истинный разум.
Разве не так следует мыслить о природе любой вещи: прежде всего, простая ли это
вещь - то, в чем мы и сами хотели бы стать искусными и других умели бы делать
такими, или она многовидна; затем, если это простая вещь, надо рассмотреть ее
способности: на что и как она по своей природе может воздействовать или,
наоборот, что и как может воздействовать на нее? Если же есть много ее видов, то
надо их сосчитать и посмотреть свойства каждого (так же как в том случае, когда
она едина): на что и как каждый вид может по своей природе воздействовать и что
и как может воздействовать на него.
Федр. Пожалуй, это так, Сократ.
Сократ. Иначе рассмотрение походило бы на блуждание слепого. А тому, кто
причастен искусству, никак нельзя уподобляться слепому или глухому. Ясно, что,
кто по правилам искусства наставляет другого в сочинении речей, тот в точности
покажет сущность природы того, к чему обращена речь, - а это будет душа.
|
|