|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 379 |
Исходя из всего того, что было сказано выше об этих четырех родах, дело наиболее
правдоподобно можно описать следующим образом. Когда земля встречается с огнем и
бывает рассеяна его остротой, она несется, распадаясь либо в самом огне, либо в
толще воздуха или воды, если ей придется там оказаться, покуда ее частицы,
повстречавшись друг с другом, не соединятся сызнова, чтобы она опять стала
землей: ведь она не может принять иную форму. Напротив, вода, дробимая огнем или
воздухом, позволяет образоваться одному телу огня и двум воздушным телам, равно
как и осколки с одной рассеченной части воздуха могут породить из себя два тела
огня. Но и наоборот, когда малая толика огня, оказавшись в больших толщах
воздуха, воды или земли, подхватывается их движением, сокрушается в борьбе и
дробится, два тела огня сплачиваются в единый вид воздуха; или когда воздух
претерпевает насилие и разрушение, из двух его тел с половиной оказывается
составлен один цельный вид воды. И вот что еще нам нужно принять в расчет: когда
какой-либо иной род, охваченный огнем, рассекается лезвиями его граней и
остриями его углов, этому роду достаточно принять природу огня, чтобы его
дробление прекратилось, ибо никакой подобный и тождественный самому себе род не
может ни понудить к изменениям такой же род, ни принять от него какие-либо
изменения. Но до тех пор пока нечто, оказавшись слабее чего-то иного, ведет с
этим иным неравную борьбу, оно продолжает разрушаться.
Поэтому, если немногочисленные и меньшие тела, окруженные многочисленными и
большими, дробятся и уничтожаются ими и в то же время готовы соединиться в вид
возобладавшего [тела], их уничтожение прекратится, с тем чтобы либо из огня
родился воздух, либо из воздуха - вода; но, если они сойдутся вместе и схватятся
с каким-либо из остальных родов, они не перестанут разрушаться, пока не
произойдет одно из двух: либо они, вконец теснимые и разрушающиеся, спасутся
бегством к тому, что им сродно, либо, уступив в борьбе, начнут сплачиваться
воедино, уподобляясь возобладавшему роду, и останутся вместе с ним Претерпевая
это, все роды, без сомнения, меняются с местами, ибо, если их массы в силу
движения Восприемницы распределяются в пространстве отдельно друг от друга,
тогда то, что утратило собственное подобие и восприняло чужое, при каждом
сотрясении отбрасывается в область того, чему эти роды уподобились. Таковы
причины, определившие собой рождение тел беспримесных и первичных. Но если
внутри этих [основных] видов выявились еще дальнейшие родовые различия, виной
этому способ построения обоих исходных [треугольников]: дело в том, что
последние первоначально являлись на свет не с единообразными для каждого рода
размерами, но то меньшими, то более крупными, и разных по величине треугольников
было ровно столько, сколько родов различается ныне внутри [основных] видов.
Сочетание их между собой и с другими треугольниками дало беспредельное
многообразие, созерцателем которого надлежит стать любому, кто вознамерится
изречь о природе правдоподобное слово.
|
|