|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 393 |
От них, как от якорей, он
протянул узы, долженствующие скрепить всю душу, а вокруг этой основы начал
сооружать все наше тело, прежде всего одев мозг твердым костным покровом. Вот
как он построил кость.
Отобрав просеиванием чистую и гладкую землю, он замесил ее и увлажнил мозгом;
после этого он ставит смесь в огонь, затем окунает в воду, потом снова в огонь и
снова в воду. Закалив ее так по несколько раз в огне и воде, он сделал ее
неразрушимой и для того, и для другого. В дело он употребил ее прежде всего
затем, чтобы выточить из нее костную сферу вокруг головного мозга, оставив в
этой сфере узкий проход; а для прикрытия затылочного и спинного мозга он изваял
из этой же смеси позвонки, которые наложил друг на друга, как складывают дверные
петли, протянув этот ряд от головы через все туловище.
Так он замкнул все семя в защитную камнеподобную ограду и в последней построил
суставы, прибегнув к посредствующей силе иного, дабы обеспечить подвижность и
гибкость. Далее он усмотрел, что природа кости сверх должного хрупка и
несгибаема и что, если ей к тому же придется терпеть жар, а после охлаждаться,
она не устоит против костоеды, которая загубит заключенное в ней семя; поэтому
он измыслил род сухожилий и плоти. Сухожилия, связав друг с другом все члены,
должны были своими сокращениями и растяжениями доставить возможность телу
сгибаться и разгибаться в суставах; что до плоти, то ей назначено было служить
защитой от жара и укрытием от холода, а равно и как бы войлочной подушкой,
предохраняющей от ушибов, ибо напору тел она с может противопоставить упругую
податливость. К тому же в ней таится теплая влага, которая летом выступает в
виде пота и увлажняет кожу, уготовляя всему телу приятное охлаждение, а зимой,
напротив, наилучшим образом разгоняет подступающую и обнимающую тело стужу силой
скрытого в ней огня.
Таков был замысел Ваятеля, и вот он соединил в должных количествах воду, огонь и
землю, а после замесил их на острой и соленой закваске - так получилась мягкая и
насыщенная соками плоть. Что касается природы сухожилий, то ее он образовал,
смешав кость с еще не заквашенной плотью, и этой промежуточной смеси дал желтый
цвет. Вот почему сухожилия получились более крепкими и тягучими, чем плоть, но
более мягкими и влажными, чем кость. Итак, всем этим он покрыл кости вместе с
лежащим в них мозгом, связуя их посредством сухожилий, а сверху окутывая
одеянием плоти. При этом кости, в которых больше всего души, он окутал наименее
толстой плотью, а самые бездушные - наибольшей и особенно плотной; что касается
костных сочленений, то, когда особые соображения не требовали чего-то иного, он
взращивал на них опять-таки лишь скудную плоть, чтобы она не стеснила сгибание
суставов и не обрекла тело на малоподвижность и беспомощность. Но желал он и
того, чтобы обильные и плотные толщи мышц, налегая друг на друга и грубея от
этого, притупили ощущение, отчего последовало бы угасание памяти и расслабление
умственных способностей.
Вот почему бедренные и берцовые, тазовые, плечевые и локтевые кости, а также и
вообще все кости, которые не имеют сочленении и в своем мозгу содержат мало
души, а значит, лишены, мышления,- все это было щедро покрыто плотью; напротив,
то, что несет в себе разум, покрыто ею куда меньше, кроме тех случаев, когда
плоть сама по себе служит носителем ощущений: таково устройство языка.
|
|