|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 120 |
Если же можно так устанавливать выражения и имена, то
непременно можно и целые высказывания. Ведь высказывание, я думаю, так или иначе
из них состоит. Или не так, Кратил?
Кратил. Так. Мне кажется, ты говоришь прекрасно.
Сократ. Если мы еще раз уподобим первые имена картинам, то скажем, что, как в
живописи, в них можно воплотить все подобающие цвета и очертания, а иной раз и
не все - некоторые можно опустить, некоторые добавить в большей или в меньшей
мере. Или так сделать нельзя?
Кратил. Можно.
Сократ. В таком случае тот, кто воссоздает все прекрасные черты, воссоздает и
облик предмета, а тот, кто некоторые черты добавляет или отнимает, хотя и
отразит облик предмета, но сделает это худо.
Кратил. Да.
Сократ. Ну а тот, кто подражает сущности вещей с помощью слогов и букв? С таким
же успехом и он, если отразит все подобающие черты, получит прекрасное
изображение, которое и будет именем; если же он какие-то черты опустит, а иной
раз и добавит, то, хотя и получится какое-то изображение, оно не будет
прекрасным! Так что и среди имен одни будут хорошо сделаны, а другие - худо?
Кратил. Возможно.
Сократ. Значит, возможно, что один мастер имен будет хорошим, другой же -
плохим?
Кратил. Да.
Сократ. Но ведь мы назвали его "законодателем" ?
Кратил. Да.
Сократ. Значит, возможно, клянусь Зевсом, чтобы, как и в других искусствах, один
законодатель был хорошим, другой же - худым, коль скоро ты согласен с прежним
моим утверждением.
Кратил. Да, это так. Но взгляни и ты, Сократ, когда мы эти буквы - альфу, бету и
любую другую - присваиваем именам по всем правилам грамматики, то, если мы
что-то отнимем или добавим, или переставим, ведь нельзя будет сказать, что имя
написано, хоть и неправильно: ведь оно вообще не будет написано и тотчас станет
другим именем, если претерпит что-либо подобное.
Сократ. Ты не боишься, Кратил, что из такого рассмотрения у нас не выйдет ничего
хорошего?
Кратил. Почему это?
Сократ. Может быть, с теми вещами, которые существуют или не существуют в
зависимости от того или иного количества, дело так и обстоит, как ты говоришь:
скажем, если к десяти или любому другому числу что-то прибавить или отнять,
тотчас получится другое число. Но у изображения чего-то определенного и вообще у
всякого изображения совсем не такая правильность, но, напротив, вовсе не нужно
воссоздавать все черты, присущие предмету, чтобы получить образ. Смотри же, так
ли я рассуждаю? Будут ли это две разные вещи - Кратил и изображение Кратила,
если кто-либо из богов воспроизведет не только цвет и очертания твоего тела, как
это делают живописцы, но и все, что внутри,- воссоздаст мягкость и теплоту,
движения, твою душу с и разум - одним словом, сделает все, как у тебя, и
поставит это произведение рядом с тобой, будет ли это Кратил и изображение
Кратила, или это будут два Кратила?
Кратил. Два Кратила, Сократ . Мне по крайней мере так кажется.
Сократ. Так что видишь, друг мой, нужно искать какой-то иной правильности
изображений и того, о чем мы здесь говорим, и не следует настаивать на том, что
если чего-то недостает или что-то есть в избытке, то это а уже не изображение.
|
|