|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 394 |
Но
большей частью дело обстояло так, как сказано выше, ибо в природе, рожденной и
живущей в силу необходимости, плотная кость и обильная плоть никак ь не могут
ужиться с тонким и отчетливым ощущением. Если бы то и другое было совместимо,
строение головы было бы наделено всем этим в преизбытке, и тогда род
человеческий, нося на плечах столь мясистую, жилистую и крепкую голову, получил
бы вдвое, а то и во много крат более долгую, а притом и более здоровую и
беспечальную жизнь. И вот, когда демиурги нашего рождения оказались перед
выбором, сообщить ли созидаемому роду больше долговечности, но меньше
совершенства или меньше долговечности, но больше совершенства, они единодушно
решили, что более короткую, но зато лучшую жизнь каждый, безусловно, должен
предпочесть более долгой, но худшей. В соответствии с этим они покрыли голову
рыхлой костью, не наложив сверху плоти и даже не дав ей сухожилий, ибо суставов
здесь все равно не было.
Поэтому голова являет собой самую чувствительную и самую разумную, но также и
намного слабейшую часть каждого мужчины. По тем же причинам бог прикрепил
сухожилия лишь к самому низу головы, однородно обвив ими шею и соединив с ними
края челюстных костей под лицом; весь остальной запас сухожилий он распределил
между прочими членами, связуя суставы. Что касается нашего рта, то строители
снабдили его нынешним его оснащением - зубами, языком и губами, имея в виду как
необходимое, так и наилучшее: вход они созидали ради необходимого, а выход -
ради наилучшего.
В самом деле, все, что входит в тело и питает его, относится к необходимому,
между тем как изливающийся наружу поток речей, служа мысли, являет собою
прекраснейший и наилучший из всех потоков. И все же голову нельзя было оставить
при одном голом костяном покрове, без защиты против годовых чередований жары и
стужи, так же как нельзя было допустить, чтобы от обилия плоти она стала тупой и
те бесчувственной. Между тем от еще не засохшей плоти отслоилась довольно
толстая пленка, которая ныне известна под названием кожи. Благодаря мозговой
влаге она прирастала и разрасталась дальше, так что окружала всю голову, а
влага, поднимаясь кверху через швы, орошала ее и понудила сомкнуться на макушке
как бы в узел. Что касается швов, то различия в их формах обусловлены силой
круговращений мысли и питанием: если противоборство того и другого сильнее, швов
больше, а если оно слабее, швов меньше.
Всю эту кожу божество искололо кругом пронизывающей силой огня, и когда через
эти проколы выступала наружу влага, то все беспримесные и теплые части
испарялись; но примесь, состоявшая из тех же веществ, что и кожа, хотя и
устремлялась в высоту, вытягиваясь в протяженное тело, по тонкости равное
проколу, однако из-за медлительности оказывалась отброшенной окружающим воздухом
обратно, врастала в кожу и пускала в с ней корни. Так возник род волос,
произрастающих из кожи; по своей ремнеобразной природе они близки к коже, но
жестче и плотнее, что объясняется сжимающим воздействием холода на каждый
отдельный, обособившийся от кожи волос.
|
|