Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 373

Что, собственно, желаем мы
этим сказать, чем вызваны и оправданы наши недоумения? Но возьмем для начала
хотя бы то, что мы теперь называем водой: когда она сгущается, мы полагаем, что
видим с рождение камней и земли, когда же она растекается и разрежается,
соответственно рождаются ветер и воздух, а последний, возгораясь, становится
огнем; затем начинается обратный путь, так что огонь, сгустившись и угаснув,
снова приходит к виду воздуха, а воздух опять собирается и сгущается в облака и
тучи, из которых при дальнейшем уплотнении изливается вода, чтобы в свой черед
дать начало земле и камням. Так рождаются они, переходя по кругу одно в другое.
Если, стало быть, ни одно вещество не предстает всякий раз одним и тем же,
отважимся ли мы, не испытывая стыда перед самими собой, настойчиво утверждать,
что какое-либо из них именно это, а не иное? Конечно, нет, и куда безопаснее
будет выражаться так: когда мы видим, как нечто - хотя бы огонь - постоянно
являет себя то одним, то другим, надо говорить не об "этом", но о "таком" огне и
также воду именовать не "этой", но "такой", да и вообще не надо приписывать всем
подобным вещам устойчивости, выражаемой словами "то" и "это", посредством
которых мы обозначаем нечто определенное.
Не дожидаясь, покуда мы успеем приложить к ним слова "то", "это", "нечто" или
любое другое речение, описывающее их как пребывающие на одном и том же месте
сущности, они от нас ускользают. Значит, таких слов мы и употреблять не будем, а
станем описывать вещи словом "такой", одинаково приложимым ко всем им вместе и к
каждой порознь,- говоря, например, об огне как о вечно "таком" и соответственно
обо всех вещах, которые имеют рождение. Только сущность, внутри которой они
получают рождение и в которую возвращаются, погибая, мы назовем "то" и "это"; но
любые качества, будь то теплота, белизна или то, что им противоположно либо из
них слагается, ни в коем случае не заслуживают такого наименования . Надо,
однако, постараться сказать о том же самом еще яснее.
Положим, некто, отлив из золота всевозможные фигуры, без конца бросает их в
переливку, превращая каждую во все остальные; если указать на одну из фигур и
спросить, что же это такое, то будет куда осмотрительнее и ближе к истине, если
он ответит "золото" и не станет говорить о треугольнике и прочих рождающихся
фигурах как о чем-то сущем, ибо в то мгновение, когда их именуют, они уже готовы
перейти во что-то иное, и надо быть довольным, если хотя бы с некоторой долей
уверенности можно допустить выражение "такое". Вот так обстоит дело и с той
природой, которая приемлет все тела. Ее следует всегда именовать тождественной,
ибо ома никогда не выходит за пределы своих возможностей; всегда воспринимая
все, она никогда и никоим образом не усваивает никакой формы, которая была бы
подобна формам входящих в нее вещей. Природа эта по сути своей такова, что
принимает любые оттиски, находясь в движении и меняя формы под действием того,
что в нее входит, и потому кажется, будто она в разное время бывает разной; а
входящие в нее и выходящие из нее вещи - это подражания вечносущему, отпечатки
по его образцам, снятые удивительным и неизъяснимым способом, к которому мы еще
вернемся.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412
 
Сайт создан в системе uCoz