|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 366 |
Вот как и
ради чего рождены все звезды, которые блуждают по небу и снова возвращаются на
свои пути, дабы [космос] как можно более уподобился совершенному и
умопостигаемому живому существу, подражая его вечносущей природе.
Итак, во всем вплоть до возникновения времени [космос] имел сходство с тем, что
отображал, кроме одного: он еще не содержал в себе всех живых существ, которым
должно было в нем возникнуть, и этим являл несоответствие вечносущей природе. Но
и это недостававшее бог решил восполнить, чеканя его соответственно природе
первообраза. Сколько и каких [основных] видов усматривает ум в живом как оно
есть, столько же и таких же он счел нужным осуществить в космосе. Всего же их
четыре: из них первый - небесный род богов, второй - пернатый, плывущий по
воздуху род, третий - водный, четвертый - пеший и сухопутный род. Идею
божественного рода бог в большей части образовал из огня, дабы она являла взору
высшую блистательность и красоту, сотворил ее безупречно округлой, уподобляя
Вселенной, и отвел ей место при высшем разумении, велев следовать за этим
последним; притом он распределил этот род кругом по всему небу, все его
изукрасив и тем создав истинный космос.
Из движений он даровал каждому [богу] по два: во-первых, единообразное движение
на одном и том же месте, дабы о тождественном они всегда мыслили тождественно, а
во-вторых, поступательное движение, дабы они были подчинены круговращению
тождественного и подобного. Но остальных пяти движений он им не придал, сделав
этот род неподвижным и покоящимся, так чтобы каждый из богов был, сколь
возможно, совершенен. По этой причине возникли все неподвижные звезды, являющие
собой вочносущие божественные существа, которые всегда тождественно и
единообразно вращаются в одном и том же месте; а меняющие свое место и, таким
образом, блуждающие звезды возникли как это было сказано раньше. Земле же,
кормилице нашей, он определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную,
и поставил ее блюстительницей и устроительницей дня и почти как старейшее и
почтеннейшее из божеств, рожденных внутри неба.
Что касается хороводов этих божеств, их взаимных сближений, обратного вращения
их кругов и забеганий вперед, а также того, какие из них сходятся или
противостоят друг другу и какие становятся друг перед другом в таком положении
по отношению к нам, что через определенные промежутки времени они то скрываются,
то вновь появляются, устрашая тех, кто не умеет расчислить сроки, и посылая им
знамения грядущего, говорить обо всем этом, не имея перед глазами наглядного
изображения, было бы тщетным трудом. Пусть поэтому с нас будет достаточно
сказанного, и рассуждение о природе видимых и рожденных богов пусть па этом
окончится. Повествовать о прочих божествах и выяснять их рождение - дело для нас
непосильное. Здесь остается только довериться тем, кто говорил об этом прежде
нас; раз говорившие сами были, по их словам, потомками богов, они должны были
отлично знать своих прародителей. Детям богов отказать в доверии никак нельзя,
даже если говорят они без правдоподобных и убедительных доказательств, ибо, если
они выдают свой рассказ за семейное предание, приходится им верить, чтобы но
ослушаться закона.
|
|