|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 138 |
"Похоже на то",- скажу я. Что же еще посоветуешь ты мне
отвечать, друг мой?
Гиппий. Именно это. Ведь он справедливо скажет, что по сравнению с богами род
людской не прекрасен.
Сократ. "Спроси я тебя с самого начала, - скажет он, - что и прекрасно и
безобразно одновременно, разве неправилен был бы твой ответ, если бы ты ответил
мне то же, что и теперь? Не кажется ли тебе, что, как только прекрасное само по
себе, благодаря которому все остальное украшается и представляется прекрасным, -
как только эта идея присоединяется к какому-либо предмету, тот становится
прекрасной девушкой, кобылицей либо лирой?"
Гиппий. Ну, Сократ, если он это ищет - что такое то прекрасное, благодаря
которому украшается все остальное и от соединения с чем представляется
прекрасным, - тогда ответить ему очень легко. Значит, этот человек совсем прост
и ничего не смыслит в прекрасных сокровищах. Ведь если ты ответишь ему, что
прекрасное, о котором он спрашивает, не что иное, как золото, он попадет в тупик
и не будет пытаться тебя опровергнуть. А ведь все мы знаем, что если к чему
присоединится золото, то даже то, что раньше казалось безобразным, украшенное
золотом, представится прекрасным.
Сократ. Ты, Гиппий, не знаешь, как этот человек упорен и как он ничему не верит
на слово.
Гиппий. Почему же это, Сократ? Необходимо, чтобы он принимал то, что говорится
правильно, иначе он будет смешон.
Сократ. А такой ответ, дорогой мой, он не только не примет, но станет сам
смеяться надо мной и скажет. "Ах ты, слепец! Неужто ты Фидия считаешь плохим
мастером?" И я, думается мне, скажу: "Нет, нисколько".
Гиппий. И правильно скажешь, Сократ.
Сократ. Конечно, правильно. Но тогда он, после того как я соглашусь, что Фидий -
хороший мастер, скажет: "Значит, ты думаешь, что Фидий, не знал того
прекрасного, о котором ты говоришь?" Я же отвечу. "Почему?" "Да потому, - скажет
он, - что глаза Афины, а также и остальные части лица, и ноги, и руки он
изготовил не из золота, а из слоновой кости, тогда как все это, если бы было
сделано из золота, должно было казаться всего прекраснее. Ясно, что он сделал
такую ошибку по своему невежеству, так как не знал, что золото и есть то самое,
что делает прекрасным все, к чему бы оно ни присоединилось". Что нам ответить
ему на такие слова, Гиппий?
Гиппий. Ответить вовсе не трудно. Мы скажем, что с Фидий поступил правильно,
потому что, по-моему, и то, что сделано из слоновой кости, прекрасно.
Сократ. "Чего же ради, - спросит тот человек, - не изготовил он из слоновой
кости также и зрачки глаз, а сделал их из камня, выбрав камень, по возможности
похожий на слоновую кость? Или и прекрасный камень - прекрасное?" Ответим ли мы
на это утвердительно, Гиппий?
Гиппий. Да, конечно, когда камень подходит.
Сократ. "А когда не подходит, это нечто безобразное?" Соглашаться мне или нет?
Гиппий. Соглашайся для тех случаев, когда камень не подходит.
Сократ. "Как же так, - скажет он, - о ты, мудрец, разве слоновая кость и золото
не заставляют вещи казаться прекрасными только тогда, когда они подходят, а в
противном случае - безобразными?" Будем ли мы отрицать это или признаем, что его
слова правильны?
Гиппий.
|
|