|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 402 |
Если извлечь их даже из холодеющей
крови мертвеца, весь остаток крови разлагается; напротив, если оставить их, они
быстро свертывают кровь, оказавшись в союзе с обступившим ее холодом. Таково
действие кровяных волокон; они оказывают его и на желчь, которая по своему
происхождению являет собой старую кровь, а потом снова становится кровью из
плоти. Когда теплая и разжиженная желчь сначала лишь понемногу поступает в жилы,
она терпит под действием волокон свертывание и насильственное охлаждение,
производя в недрах тела озноб и дрожь.
Но стоит ей нахлынуть обильнее, она одолевает волокна своим жаром и, вскипев,
приводит их в полный беспорядок; если же сил ее достанет на окончательную
победу, она проникает до самого мозга и палит его, как бы сжигая корабельные
канаты отчаливающей на волю души. Когда же, напротив, она оказывается слабее, а
тело в достаточной мере сопротивляется ее разлагающему действию, поражение
достается ей, и тогда она либо распространяется по всему телу, либо бывает
отброшена по жилам в верхнюю или нижнюю часть брюшной полости и затем извергнута
вон из тела, словно изгнанник из волнуемого смутой города. При своем удалении
она производит кишечные ев расстройства, кровавые поносы и прочие недуги этого
рода.
Заметим, что, если тело заболевает в основном от избытка огня, оно подвержено
непрерывной лихорадке; если от избытка воздуха - лихорадка повторяется каждый
день; если от избытка воды - она бывает трехдневной, ибо вода являет больше
косности, нежели воздух и тем более огонь; если от избытка земли, четвертого по
счету и самого косного рода, требующего для своего изгнания вчетверо больше
времени,- тело подвержено четырехдневной лихорадке и выздоравливает с большим
трудом. Так возникают телесные недуги; что касается недугов души, то они
проистекают из телесных следующим образом. Нельзя не согласиться, что неразумие
есть недуг души, но существуют два вида неразумия - сумасшествие и невежество.
Значит, все, что сродно любому из двух названных состояний, заслуживает имени
недуга, и тогда к самым тяжелым среди этих недугов души придется причислить
нарушающие меру удовольствия и страдания. Когда человек упоен радостью или,
напротив, терзается- огорчением, он в своей неуемной жажде несвоевременно
получить одно и освободиться от другого с не может ничего правильно видеть и
слышать; его ум помрачен, и он в такое время менее всего способен рассуждать.
Между тем, если у кого-нибудь, словно у особо плодоносного дерева, мозг рождает
в избытке струящееся семя, такой человек по различным поводам испытывает много
терзаний, но и много удовольствий, то вожделея, то насыщая вожделение;
обуреваемый сильнейшими удовольствиями и неудовольствиями, он живет в состоянии
безумия большую часть жизни. Итак, душа его больна и безумна по вине тела,
однако все видят в нем не больного, но добровольно порочного человека. На деле
же любовная необузданность есть недуг души, чаще всего рождающийся по вине
одного-единственного вещества, которое сочится сквозь поры костей и разливается
по всему телу.
|
|