|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 233 |
Если же, произнося речь,
сочиняя или обучая, он упустит хоть что-нибудь из этого, а между тем станет
утверждать, что придерживается правил искусства, прав будет тот, кто ему не
поверит. "Что же, Федр и Сократ, - скажет, пожалуй, такой сочинитель, - таково
ваше мнение? А разве нельзя как-нибудь иначе понимать то, что называют
искусством красноречия?"
Федр. Невозможно иначе, Сократ, хотя дело это, видимо, не малое.
Сократ. Ты прав. Именно поэтому нужно, поворачивая каждую речь то так, то этак,
смотреть, не найдется ли какой-нибудь более легкий и короткий путь с к искусству
красноречия, чтобы не идти понапрасну долгим и тернистым путем, когда можно
избрать короткий и ровный. Если же ты, слушавший Лисия и других, можешь оказать
нам какую-то помощь, то попытайся припомнить и изложить то, что ты слышал.
Федр. Можно было бы попытаться, но сейчас я не расположен.
Сократ. Хочешь, я скажу тебе одну вещь, которую слышал от тех, кто занимается
этим делом?
Федр. Что именно?
Сократ. Есть же поговорка, Федр, что стоит иногда повторить и слова волка.
Федр. Так ты это и сделай.
Сократ. Итак, они утверждают, что в этом деле вовсе не надо заноситься так
высоко и пускаться в длинные рассуждения. По их мнению, - и как мы уже сказа ли
в начале этого рассуждения, - тому, кто собирается стать хорошим оратором,
совершенно излишне иметь истинное представление о справедливых и хороших делах
или о людях, справедливых и дорогих по природе либо по воспитанию. В судах
решительно никому нет ни- о какого дела до истины, важна только убедительность.
А она состоит в правдоподобии, на чем и должен сосредоточить свое внимание тот,
кто хочет произнести искусную речь. Иной раз в защитительной и обвинительной
речи даже следует умолчать о том, что было в действительности, если это
неправдоподобно, и говорить только о правдоподобном: оратор изо всех сил должен
гнаться за правдоподобием, зачастую распрощавшись с истиной. Провести это через
всю речь - вот в чем и будет состоять все искусство.
Федр. Ты, Сократ, как раз коснулся того, что говорят люди, выдающие себя за
знатоков красноречия. При поминаю, что мы с тобой и раньше мимоходом касались
этого, а ведь это очень важно для всех, кто занимается таким делом.
Сократ. Но ты тщательно изучил самого Тисия, так пусть Тисий нам и скажет,
согласен ли он с большинством относительно того, что такое правдоподобие.
Федр. Как он может быть не согласен?
Сократ. Вот какой случай Тисий, по-видимому, умно придумал и искусно описал:
если слабосильный, но храбрый человек побьет сильного, но трусливого, отнимет у
него плащ или еще что-нибудь, то, когда их вызовут в суд, ни одному из них
нельзя говорить правду: трусу не следует признаваться, что эго избил один чело
век, оказавшийся храбрецом. Тому же надо доказывать, с что они встретились один
на один,. напирать на такой довод: "Как же я, вот такой, мог напасть на такого?"
Сильный не признается в своей трусости, но попытается что-нибудь соврать и тем
самым, возможно, даст своему противнику повод его уличить.
|
|