|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 371 |
Между тем все подобные причины ни в каком отношении не могут обладать ни
рассудком, ни умом. Должно признать, что из всего сущего стяжать ум подобает
одной лишь душе, но душа невидима, в то время как огонь, вода, земля и воздух -
это видимые тела. Итак, почитатель ума и знания должен рассматривать прежде
всего причины, в которые связаны с разумной природой, и лишь во вторую очередь
те, которые связаны с вещами, движимыми извне и потому с необходимостью
движущими другие вещи. Так надо поступать и нам, а потому будем разграничивать
причины двух родов: одаренные умом, которые производят прекрасное и доброе, и
лишенные разума, которые вызывают все случайное и беспорядочное. О
вспомогательных причинах, послуживших к тому, чтобы глаза обрели свою нынешнюю
способность, мы уже сказали; теперь осталось ответить, какова же высшая польза
от глаз, ради которой бог их нам даровал.
По моему разумению, зрение - это источник величайшей для нас пользы; вот и в
нынешнем нашем рассуждении мы не смогли бы сказать ни единого слова о природе
Вселенной, если бы никогда не видели ни звезд, ни Солнца, ни неба.
Поскольку же день и ночь, круговороты месяцев и годов, равноденствия и
солнцестояния зримы, глаза открыли нам число, дали понятие о времени и побудили
исследовать природу Вселенной, а из этого возникло то, что называется философией
и лучше чего не было и не будет подарка смертному роду от богов. Я утверждаю,
что именно в этом высшая польза очей. Стоит ли воспевать иные, маловажные блага?
Ведь даже и чуждый философии человек, ослепнув, примется Стенаньями напрасными
оплакивать потерю глаз. Как бы то ни было, нам следует считать, что причина, по
которой бог изобрел и даровал нам зрение, именно эта: чтобы мы, наблюдая
круговращения ума в небе, извлекли пользу для круговращения нашего мышления,
которое сродни тем, с небесным, хотя в отличие от их невозмутимости оно
подвержено возмущению; а потому, уразумев и усвоив природную правильность
рассуждений, мы должны, подражая безупречным круговращениям бога, упорядочить
непостоянные круговращения внутри нас. О голосе и слухе должно сказать то же
самое - они дарованы богами по тем же причинам и с такой же целью. Ради этой
цели устроена речь, она сильно способствует ее осуществлению; так и в музыке:
все, что с помощью звука приносит пользу слуху, даровано ради гармонии. Между
тем гармонию, пути которой сродны круговращениям души. Музы даровали каждому
рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия - хотя в
нем только и видят нынче толк,- но как средство против разлада в круговращении
души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой. Равным
образом, дабы побороть неумеренность и недостаток изящества, которые проступают
в поведении большинства из нас, мы из тех же рук и с той же целью получили ритм.
Все до сих пор нами сказанное, за незначительными исключениями, описывало вещи
как они были созданы умом-демиургом.
Однако рассуждение наше должно перейти к тому, что возникло силой необходимости,
ибо из сочетания ума и необходимости произошло смешанное рождение нашего
космоса.
|
|