|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 123 |
Если же
это так, то ты сделал не что иное, как договорился с самим собой, и правильность
имен для тебя оказывается договором, коль скоро выражать вещи могут и подобные и
неподобные буквы, случайные, по привычке и договору. А если под привычкой ты
подразумеваешь вовсе не договор, то суди сам, хорошо ли говорить, что выражение
состоит в подобии, а не в привычке? Ведь по привычке, видимо, можно выражать
вещи как с помощью подобного, так и с помощью неподобного. Если же мы в этом
согласимся, Кратил, - а твое молчание я принимаю за согласие, - нам необходимо
договор и привычку как-то соотнести с выражением того, что мы подразумеваем,
когда произносим слова. Затем, милейший мой, если тебе угодно обратиться к
числу, откуда, думаешь ты, взяты имена, подобающие каждому из чисел, если ты не
допустишь, что условие и договор с имеют значение для правильности имен? Мне и
самому нравится, чтобы имена по возможности были подобны вещам, но, чтобы уж и
впрямь не было слишком скользким, как говорит Гермоген, это притягивание
подобия, необходимо воспользоваться и этим досадным способом - договором - ради
правильности имен. Мы, верно, тогда говорили бы лучшим из всевозможных способов,
когда либо все, либо как можно большее число имен были подобными, то есть
подходящими, и хуже всего говорили бы, если бы дело обстояло наоборот. Но вот
что скажи мне: какое значение имеют для нас имена и что хорошего, как мы бы
сказали, они выполняют?
Кратил. Мне кажется, Сократ, они учат. И это очень просто: кто знает имена, тот
знает и вещи.
Сократ. Наверное, Кратил, ты имеешь в виду что-то в таком роде: когда кто-то
знает имя, каково оно, - а оно таково же, как вещь, - то он будет знать и вещь,
если только она оказывается подобной имени, так что это искусство одинаково для
всех взаимоподобных вещей. Мне кажется, именно поэтому ты сказал: кто знает
имена, знает и вещи.
Кратил. Эти слова - сама истина.
Сократ. Тогда давай посмотрим, что это за способ обучения вещам, который ты
здесь называешь, и нет ли какого-нибудь другого способа - причем этот оставался
бы наилучшим, - или вообще нет никакого другого. Как ты думаешь?
Кратил. Я по крайней мере считаю так: другого способа не существует, этот способ
единственный и наилучший.
Сократ. А может быть, в этом же состоит и постижение вещей: кто постигнет имена,
тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. Или исследовать и постигать вещи
нужно иным каким-то способом? А это - способ учиться вещам?
Кратил. Ну конечно, это способ исследования и постижения вещей, и по той же
самой причине.
Сократ. Тогда давай поразмыслим, Кратил. Если кто-то в своем исследовании вещей
будет следовать за именами и смотреть, каково каждое из них, не думаешь ли ты,
что здесь есть немалая опасность ошибиться?
Кратил. Каким образом?
Сократ. Ведь ясно, что первый учредитель имен устанавливал их в соответствии с
тем, как он постигал вещи. Мы уже говорили об этом. Или не так?
Кратил. Так.
Сократ. Значит, если он постигал их неверно, а установил имена в соответствии с
тем, как он их постигал, то что ожидает нас, доверившихся ему и за ним
последовавших? Что, кроме заблуждения?
Кратил.
|
|