|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 387 |
Далее, те
вещества, что прочищают вышеназванные жилки и прополаскивают всю область языка,
проделывая свою работу не в меру бурно и доводя дело до разрушения самой плоти
языка, именуются горькими, таково свойство щелочи. Но другие вещества,
уступающие щелочи в сило и прочищающие язык лишь умеренно, имеют соленый вкус,
чуждый той жесткости, которая присуща всему горькому, и кажущийся скорее
приятным. Вещества еще одного разряда, приобщившись к теплоте рта и разжижаясь
от нее, становятся от этого огнистыми и в своп черед обжигают то, что их
разогрело, а по своей легкости несутся вверх, к органам ощущения головы, и
прорезают все, что ни попадется на их пути; благодаря этой своей способности они
именуются острыми.
Но когда те же самые вещества утончаются от гниения и находят доступ в тесные
жилки, то они застают там земляные частицы и частицы воздуха в правильном
соотношении, приводят эти последние в движение, заставляют перемешиваться друг с
другом и пениться, а вспенившись, образовывать около вторгшихся частиц полости.
И вот при этом влага, иногда землистая, а иногда чистая, обволакивает воздух,
создавая для него как бы жидкие вместилища - водяные шары с пустотами внутри; из
них одни образованы чистой влагой и потому прозрачны, и называются они пузырями,
между тем как другие возникли из землистой влаги, которая при этом подвижна и
стремится кверху, и они-то дают так называемое брожение и закисание. Вещество,
повинное во всех этих состояниях, соответственно называется кислым. Но то
воздействие, которое противоположно всем только что описанным, и с причину имеет
противоположную: когда состав влаги входящих [в тело] веществ по природе своей
родствен составу языка, эта влага смазывает и размягчает огрубевшее, стягивает
или, напротив, расправляет все неестественно раздутое или сведенное и вообще
возвращает все к распорядку природы. Каждое подобное зелье, врачующее
насильственные состояния, для всех приятно и желанно, почему и зовется сладким.
Итак, об этом достаточно.
Что касается того рода воздействий, которые относятся к ноздрям, то здесь нет
определенных разновидностей. Всякий запах имеет половинчатую природу, ибо нет
такой формы, которая по своему строению могла бы возбуждать определенный запах.
Те жилы в нашем теле, которые для этого предназначены, слишком тесны для частиц
земли и воды, но слишком просторны для частиц огня и воздуха, а потому никто и
никогда не мог обонять собственного запаха какой-либо из этих [стихий]; запахи
рождаются лишь от таких веществ, которые либо разжижены, либо загнивают, либо
плавятся, либо испаряются. Им дает жизнь то переходное состояние, которое
возникает, когда вода претворяется в воздух либо, напротив, воздух в воду Все
запахи являют собой либо пар, либо туман, ведь туман лежит на полпути от воздуха
к воде, а пар - на полпути от воды к воздуху.
Поэтому они тоньше воды, но грубее воздуха; это становится очевидным, если с
усилием вдыхать воздух сквозь перекрывшую дыхание преграду и наблюдать, как все
пахнущее отсеивается и воздух доходит очищенным от запахов.
|
|