|
Философы Древней Греции - Платон - Диалоги - Страница 87 |
Гермоген. Я полагаю, Сократ, так оно и есть.
Сократ. Тогда, может быть, сами они возникли таким образом, а вот действия их
происходят иным способом? Или и сами они представляют собою один какой-то вид
сущего, эти действия?
Гермоген. Ну конечно же и они сами.
Сократ. В таком случае и действия производятся в соответствии со своей
собственной природой, а не согласно нашему мнению. Например, если бы мы взялись
какую-либо вещь разрезать, то следует ли это делать так, как нам
заблагорассудится, и с помощью того орудия, какое нам заблагорассудится для
этого выбрать? Или только в том случае, если мы пожелаем разрезать вещь в
соответствии с природой разрезания, то есть в соответствии с тем, как надо
резать и подвергаться разрезанию, и с помощью какого орудия, данного для этого
от природы, - лишь тогда мы сможем эту вещь разрезать и у нас что-то получится,
и мы поступим правильно? И с другой стороны, если мы будем действовать против
природы, то совершим ошибку и ничего не добьемся?
Гермоген. думаю, это так.
Сократ. Следовательно, и если мы возьмемся что-либо сжечь, то не всякое мнение
нам здесь поможет, но только правильное? Последнее же состоит в том, как и с
помощью чего нужно сжигать или подвергаться сжиганию исходя из природы этого
действия?
Гермоген. Это так.
Сократ. Значит, и со всем остальным обстоит так же?
Гермоген. Разумеется.
Сократ. А говорить - не есть ли одно из действий?
Гермоген. Да.
Сократ. В таком случае если кому покажется нужным что-то сказать, то пусть так и
говорит, и это будет правильно? Или же если он станет говорить так, как нужно
сказать или должно быть сказано в соответствии с природой этого действия и с
помощью того, что для этого природою предназначено, то тогда лишь у него это
получится и он сумеет что-то сказать, а в противном случае совершит ошибку и
ничего не добьется?
Гермоген. По-моему, дело обстоит так, как ты говоришь.
Сократ. А давать имена - не входит ли это как часть в нашу речь? Ведь те, кто
дает имена, так или иначе говорят какие-то слова.
Гермоген. Верно.
Сократ. Следовательно, и давать имена тоже есть некое действие, коль скоро
говорить было действием по отношению к вещам?
Гермоген. Да.
Сократ. Эти действия, как мы уже выяснили, существуют безотносительно к нам и
имеют какую-то свою особую природу?
Гермоген. Верно.
Сократ. В таком случае и давать имена нужно так, как в соответствии с природой
вещей следует их давать и получать, и с помощью того, что для этого природою
предназначено, а не так, как нам заблагорассудится, если, конечно, мы хотим,
чтобы это согласовалось с нашим прежним рассуждением? И тогда у нас что-то
получится и мы сумеем дать имя, в противном же случае - нет?
Гермоген. По-моему, это так.
Сократ. А скажи, то, что нужно разрезать, нужно, как мы говорим, чем-то
разрезать?
Гермоген. Да.
Сократ. А что нужно ткать, нужно чем-то ткать? И что нужно сверлить, нужно тоже
чем-то сверлить?
Гермоген. Разумеется.
Сократ. И что нужно называть, нужно назвать с помощью чего-то?
Гермоген.
|
|